В четвёртом классе на математике ребята решали примеры на умножение и деление многозначных чисел, за верное решение получая кусочки пазла. Команда успела за урок собрать картину "Битва гномов".
А на окружающем мире четвероклассники составляли детальную инструкцию для крестьян майя по подсечно-огневому земледелию, ознакомились с системой счисления этой цивилизации. Решали и составляли свои примеры, пользуясь майянскими числами. Учились оформлять и презентовать свои доклады.
А ещё ребята работали с текстом - читали не до конца короткие рассказы А. Грина и сочиняли к ним логичное продолжение. А после по очереди читали о том, чем могла закончиться эта история.
На уроках русского языка четвероклассники заполняли книжки, которые являются переходным этапом от Монтессори-материала по синтаксису к синтаксическому разбору предложения в тетради, что часто для такого возраста является непонятной абстракцией.
Пятый класс побывал на межпредметном уроке по истории и изобразительному искусству, они сделали ленту времени первобытного искусства – рисовали на крафтовой бумаге мелом, углем и охрой, перемешанными с маслом, не используя инструментов (пальчиками). В продолжение темы подключилась технология – на уроке ребята делали древние орудия из палок и камней первобытным способом.
На уроках русского языка пятиклассники сами делали карточки со словами в формате Монтессори-материала: на лицевой стороне задание, на обратной – проверка. Слова выбирали как из словаря в учебнике, так из словника ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Потом на свободной работе играли с этими карточками по тем правилам, которые ребята сами придумали, в итоге писали по ним словарный диктант. Материал останется в среде и будет пополняться другими нормами и правилами русского языка.
На междисциплинарных уроках по истории и литературе ученики пятого класса изучали мифы Древнего мира и мифы о Геракле. Они сочиняли мифы – творения двух кочевых племен (одно из которых живет в степи, а другое в горной местности). Классу, разделенному на два племени, надо было не только сочинить свои истории о возникновении мира из первоначального хаоса, но и включить в повествование предложенные педагогами каждому племени артефакты: камни разных пород, неизвестные клыки и сухие растения. У 5 класса Explorer получилось использовать в мифе все, что они до этого узнали на уроках о космогонических мифах. А ребята 5 класса Discoveryс огромной изобретательностью и азартом последовательно вовлекли в свой мифический рассказ почти всех школьников и все артефакты.
Шестиклассники на истории развивали функциональное чтение – прошли входящую диагностику на чтение и понимание текста, сделали первую работу на умение вычленять факты из текста.
На уроках литературы и истории ребята шестого класса изучали поэму Гомера «Илиада». Благодаря тому, что в прошлом году нынешние шестиклассники снимали фильм по мотивам "Илиады", им было проще работать с этим текстом (хотя, конечно, гекзаметр и слова вроде "шлемоблещущий" поначалу давались туго). Чтобы детям было интереснее, учителя на каждом уроке, разбирая следующий отрывок/ отрывки, старались так или иначе обыграть их, дополнить чтение и разбор текстов элементами театрализации. В этой логике прошла пресс-конференция Париса и Менелая, пресс-конференция олимпийских богинь, дебаты между женщинами Трои и военачальниками греческой и троянской армий, в ходе которых они высказывали аргументы "за" и "против" продолжения Троянской войны. В смысле продуманности аргументов победила команда военачальников, но последнее слово все равно осталось за женщинами Трои: в конце дебатов они неожиданно атаковали своих противников, начав организованно кидаться в них стирательными резинками. Это было очень крутым завершением трудной дискуссии, подтверждающим, что права не дают, права берут.
На запуске проектной деятельности все ребята второй ступени разбирались, что такое проект, как понять, что у тебя проект. Выясняли, как можно придумать идею проекта. Играли в игру "Проект или не проект?", делали шуточный разбор "Проект "Как посадить жирафа в холодильник."
У ребят второй ступени каждую неделю чередуются занятия по проектной деятельности и тьюториалы. На первом тьюториале разговаривали о том, кто такой тьютор и зачем он нужен в школе. Очень удивились, что, оказывается, учиться придётся всю жизнь, поэтому здорово бы было научиться учиться легко и азартно. В этом может помочь тьютор. На втором тьюториале начали разбираться в себе через составление "Карты интересов." Обсудили, что такое карты, что на картах бывает масштаб, легенда, разные цвета для разных объектов. Потом каждый рисовал свою карту тщательно и с творческим подходом.
На последней неделе модуля во всех классах прошёл тьюториал-рефлексия в формате "Пэчворк". Сначала мы вспоминали, какие события были в модуле – вспомнили все учебные предметы, поездку в Яснополе, выход в Битцевский лес, проектную деятельность, решение олимпиадных задач. Потом обсуждали, какие навыки во всех этих местах можно развивать. Называли логику, мышление, грамотность, самостоятельность и многое другое. А затем создавали свой "коврик в стиле пэчворк", записывали навыки, которые развили в себе, вспоминали знания (темы, факты). Очень красиво оформляли. Эта работа увлекла детей и объединила – часто ребята помогали вспоминать друг другу, что было на уроках и на выходах.
Педагоги и кураторы второй ступени