Найти в Дзене
Архивариус Кот

«В невестах уж печальная вдовица»

И.К.Винцман. Царевна Ксения Годунова рассматривает изображение своего жениха
И.К.Винцман. Царевна Ксения Годунова рассматривает изображение своего жениха

«Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, девица сущи, отроковица чюдного домышления, зелною красотою лепа, бела вельми и лицом румяна, червлена губами, очи имея черны велики, светлостию блистаяся, бровми союзна, телом изобильна, млечною белостию облиянна, возрастом ни высока, ни ниска, власы имея черны велики, аки трубы, по плечам лежаху». Кое-кто, конечно, улыбнётся, читая это описание и вспоминая знаменитый фильм, а ведь М.А.Булгаков, создавая свою пьесу, воспользовался отзывом свидетеля тех давних событий, князя И.М.Катырева-Ростовского, именно о дочери Годунова.

Не сохранилось, увы, живописных портретов этой красавицы, которой была суждена столь горькая участь.

Прежде чем говорить об образе царевны у Пушкина, наверное, нужно сказать хоть немного о ней.

Ксения родилась в 1582 году; ей было шестнадцать, когда отец её стал царём. Что бы там ни говорили о Борисе Годунове, но своих детей он любил и о них заботился. По словам историка С.Ф.Платонова, «власти при Борисе предписывали петь многолетие в церквах не только самому, но и его жене и детям» (для тех времён вещь неслыханная). Им было дано прекрасное, по тому времени, образование. Отец старался найти для Ксении подходящего жениха из европейских принцев, ставя, однако, условием, чтобы будущий зять принял православие и жил в России. Несколько вариантов брака из-за этих условий было отвергнуто. Наконец, жених нашёлся - принц Иоанн Шлезвиг-Гольштейнский («Иоанн королевич»), брат датского короля Христиана IV. Он принял все условия, приехал в Москву. Голландский путешественник и дипломат И.Масса писал, что «царь Борис изъявлял чрезвычайную радость; царица и молодая княжна видели герцога сквозь смотрительную решетку, но герцог их не видел, ибо московиты никому не показывают своих жён и дочерей и держат их взаперти». А архиепископ Архангельского собора в Московском Кремле Арсений говорил, что жених «весьма понравился самой дщери и родителям её, царю и царице, и всем придворным, кто видел его, потому что был не только благороден и богат, но и был молод, а главное настоящий красавец и большой умница. Царь и царица весьма полюбили его и ежедневно принимали его во дворце, желая устроить брак».

Рисунок из королевской библиотеки Дании сделан в 1857 году
Рисунок из королевской библиотеки Дании сделан в 1857 году

Но «Временник Ивана Тимофеева» сообщает: «Привезён был из другой земли жених, сын одного дружественного ему короля, но брак не состоялся: Бог не соблаговолил исполниться намерению людей». Пушкин скажет словами Бориса – коротко и горько: «Я дочь мою мнил осчастливить браком — как буря, смерть уносит жениха...» Скорее всего, Иоанн даже так и не увидел своей невесты (вопреки трагедии А.К.Толстого). Карамзин повествует: «Сам Борис пришёл к Ксении и сказал ей: "любезная дочь! твоё счастие и моё утешение погибло!" Она упала без чувства к ногам его…»

По рассказам современников, Ксения тяжело переживала смерть жениха, и изображённые Пушкиным её причитания перед его портретом («Милый мой жених, прекрасный королевич, не мне ты достался, не своей невесте — а тёмной могилке на чужой сторонке. Никогда не утешусь, вечно по тебе буду плакать… Нет, мамушка, я и мёртвому буду ему верна») соответствуют действительности, разве что похоронен первоначально королевич был в Москве, в Немецкой слободе. Снова цитирую Карамзина: «В день погребения, 25 Ноября, Борис простился с телом, обливаясь слезами, и ехал за ним в санях Китаем-городом до Белого».

А.С.Бондарчук – Ксения и К.Н.Головко – Мамка в фильме «Борис Годунов»
А.С.Бондарчук – Ксения и К.Н.Головко – Мамка в фильме «Борис Годунов»

Конечно, Годунов старался найти для дочери другого жениха, но тут объявился самозванец…

После смерти царя и свержения брата Ксения вместе с родными была отвезена в прежний боярский дом Годуновых, а 10 июня 1605 года мать и брат были убиты на глазах у неё. Кое-кто говорил, что в этот страшный день она то ли была отравлена, то ли сама приняла яд, но её спасли, дав противоядие.

А затем – Лжедимитрий «дщерь повелел в живых оставити, дабы ему лепоты ея насладитися»… Каковы были подлинные его намерения? Сохранилось письмо Ю.Мнишка: «Поелику известная царевна, Борисова дочь, близко вас находится, то благоволите, ваше царское величество, вняв совету благоразумных с сей стороны людей, от себя её отдалить. Ведайте, ваше царское величество, что люди самую малейшую в государях погрешность обыкновенно примечают и подозрение наводят». Боялся!

Накануне бракосочетания самозванца Ксению «постригли в монахини, назвавши её Ольгою монахинею, и сослали в ссылку в Белоозерский женский монастырь».

А дальше – некоторое облегчение участи при Василии Шуйском, но затем бегство от поляков в Троицу, где она выдержала знаменитую осаду. Окончание Смутного времени не улучшило её положения: жила в Новодевичьем монастыре, где казаки Ивана Заруцкого её «ограбили донага», и, по существу, новая ссылка при воцарившихся Романовых… Умерла она в сорокалетнем возрасте, по одним сведениям, во владимирском Княгинином монастыре, а по другим — в суздальском Покровском.

Пушкин в своей трагедии выведя образ «в невестах уж печальной вдовицы», увековечил память о горестной судьбе русской царевны.

А ещё молва называет Ксению первой русской поэтессой, приписывая ей «Плач царевны»:

А что едет к Москве расстрига,

Да хочет теремы ломати,

Меня хочет, царевну, поимати,

А на Устюжну на Железную отослати.

Меня хочет, царевну, постричи,

А в решетчатый сад засадити.

Ино ох-ти мне горевати:

Как мне в темну келью ступити?!»

В фильме «1612» (к сожалению, с историей имеющем мало общего) композитор А.Л.Рыбников использовал плач Ксении для создания, как сейчас модно говорить, «саундтрека».

И сохранилось в музеях, как считается, выполненное Ксенией в счастливейший для неё период сватовства древнерусское шитьё:

Покровец для изголовья гробницы Сергия Радонежского, на котором вышито изображение Пресвятой Троицы. Согласно монастырской описи, это вклад царя Бориса Годунова «от усердия и трудов дочери его царевны Ксении Борисовны в 1601 году».
Покровец для изголовья гробницы Сергия Радонежского, на котором вышито изображение Пресвятой Троицы. Согласно монастырской описи, это вклад царя Бориса Годунова «от усердия и трудов дочери его царевны Ксении Борисовны в 1601 году».

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале

Навигатор по всему каналу здесь

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь