Сегодня разберем 4 тренда, которые есть на рынке труда и которые влияют на то, какие кандидаты быстрее и легче получают работу. Тем, кто ищет работу или планирует в ближайшее время, их нужно знать и учитывать, чтобы быть, так сказать, впереди.
Я Елена Маршалова, профессиональный карьерный консультант.
Здесь всё для вашей карьеры.
1. Искусственный интеллект
Сейчас стремительно развивается искусственный интеллект, который работодатели используют при подборе. Это и боты для поиска, и фильтры и системы ИИ для скриннинга резюме.
Как это влияет на кандидатов: в первую очередь, боты нацелены на то, чтобы отсечь на своем уровне совсем нерелевантных кандидатов и снизить нагрузку на людей (на рекрутеров, руководителей и всех, кто задействован в процессе подбора). Поэтому, если не хотите быть отверженным еще на этом уровне, в любом случае придется читать описание вакансий и кастомизировать резюме под них.
Чем более заточено резюме под вакансию, тем меньше шансов, что система решит, что вы нерелевантный кандидат. И здесь подход рассылать 200-300 резюме уже плохо работает, потому что это нереально с точки зрения времени и сил. А лучше сделать себе реальную воронку из компаний/позиций, куда вы хотите попасть, и целиться в них более точечно.
И, конечно, любая такая система (ровно как и человек) может ошибаться. Выставить не тот фильтр, не так распознать информацию…
Недавно один из клиентов рассказывал, что откликнулся на вакансию на в крупную компанию, и очень хотел туда попасть. Но его резюме осталось без ответа. Тогда он нашел контакты HR отдела, позвонил узнать, и оказалось, что его резюме к ним не пришло, система не пропустила его на уровне фильтров по геолокации. Оказалось, что раньше на hh.ru у него был установлен другой город, потом он переехал и сменил город в резюме, но система самого hh.ru, можно сказать, совершила ошибку и не считала этого при обработке фильтров.
В общем, технологии - это глобально конечно круто, но на бытовом уровне могут быть ошибки, и опять же, если очень хотите попасть в какую-то компанию конкретно, то лучше использовать какие-то обходные пути напрямую к человеку.
2. Личный бренд
Про него давно говорят, что это важно, ваша видимость за рамками компании, чтобы вас хантили, а не вы искали работу. Но до сих пор мало кто этим пользуется. Может быть не понимают как, может быть, как мы любим в нашей русской культуре - не любят хвастаться и рассказывать о себе, может просто лень. Кстати, если вы тоже не развиваете личный бренд, то поделитесь в комментариях, что вас останавливает, может вместе будем бороться с каким-то общим стопором.
Среди моих клиентов много людей на позициях топ-руководителей, директоров. И этот посыл, в первую очередь к вам, если вы хотите какие-то действительно статусные позиции, в хороших компаниях, с зарплатой выше среднего. Потому что конечно конкуренция в них большая, особенно сейчас, когда на рынок выходит много классных людей из классных западных компаний, и нужно выделяться.
Что важно: личный бренд - это и ваша видимость за рамками вашего текущего места работы, и внутри него. Что про вас думает ваш текущий начальник, а его начальник? Он вообще вас знает, знает вашу ценность? Это тема отдельной публикации, если она актуальна, то пишите в комментариях ваши вопросы на эту тему, и я расскажу отдельно разные способы, как вы можете незатратно его развивать.
3. Внимание к результатам кандидата
Сейчас работодатели как никогда смотрят не просто на описание трудового пути, названия должностей и компаний, где вы работали, а еще на этапе отбора пытаются понять и спрогнозировать, какую пользу вы сможете принести. Поэтому ваше резюме должно быть не отражением вашей должностной инструкции с длинными размытыми формулировками в духе “организация взаимодействия разных структурных подразделений для достижения результата”, а витриной ваших ключевых достижений, релевантных задачам будущей должности.
Про резюме много уже говорили, в описании канала я оставила ссылку на мой Телеграм-канал - посмотрите его, почитайте, проанализируйте свое резюме, и начните отражать в нём ваши результаты, потому что работодатели смотрят именно на них.
Кстати, резюме хорошо бы освежать хотя бы раз в полгода. Необязательно его куда-то выкладывать, но это поможет вам самим понять, насколько вы продвигаетесь и развиваетесь профессионально, какие у вас появляются результаты, как-то подводить промежуточный итог работы - это супер важно.
4. Акцент на современные, цифровые навыки кандидатов
- владение современными программами (notion, zoom, slack и других);
- владение международной терминологией. Некоторые клиенты мне говорят, что боятся откликаться на интересную вакансию, потому что она описана умными словами и кажется, что сильно не дотягивают. А когда начинаем разбираться, что стоит за формулировками, то оказывается, что весь этот опыт есть, просто человек привык его описывать простыми бытовыми словами, а тут надо более "бизнесово" себя презентовать;
- какая-то оглядка на международный опыт в вашей сфере: хотя бы изучение трендов, аналитических отчетов. Кто бы что не говорил про импортозамещение, все-таки российский бизнес очень оглядывается на Запад и Европу, и кандидаты, кто мыслит шире, очень ценятся.
Вывод
Это четыре тренда, которые я сейчас вижу. Я всегда за то, чтобы проактивно заниматься своей карьерой, не когда уже припрет искать новую работу догонять остальных и разбираться, что там сейчас на рынке, а чтобы вопрос развития карьеры всегда у вас был фоново и периодически вы делали небольшие шаги и тренировали свой навык строить карьеру.
Поэтому посмотрите на эти тренды, подумайте, а где вы можете сделать небольшой шаг, чтобы им соответствовать, пусть и с отсроченным результатом. Это точно поможет вам на текущем или на следующем карьерном этапе.
Спасибо, что дочитали до конца. Если появились какие-то мысли и вопросы, пишите в комментариях.
Если вам нужна помощь в том, что связано с поиском работы и карьерой, вы можете найти меня в Телеграм-канале "Лена про карьеру" и на моём сайте. Ссылки я оставила в описании канала.