В данной статье мне бы хотелось представить вам эффективную трансформационную методику, предназначенную для изучения и работы с психическими процессами в психотерапии, такими как: мышление, речь, внимание, восприятие, запоминание.
Применение разработанной мной методики желательно осуществлять со специалистом непосредственно в самом психотерапевтическом процессе. Методика будет эффективна как на стадии установления психотерапевтического контакта (альянса), так и в самом процессе терапии.
На стадии «вхождения в терапию» методика будет эффективна тем, что позволит выявить существующие уже, а также предполагаемые «ошибки» в психическом процессе, которые и будут в последующем указывать на основной «симптом», который сигнализирует, что что-то не так.
Прежде чем начнем, предлагаю рассмотреть схему и поразмышлять над выражением: "Кто в доме хозяин"?
Как на ваш взгляд (в какой последовательности) вы бы расставили изображенные на схеме категории?
Блок I. Как «я» мыслю.
Процесс отражения действительности в своих собственных представлениях, суждениях, понятиях – перечислить и записать.
Считаю ли «я», что мозг – это орган «мышления», или это не так?
Почему «я» это не мой мозг?
Если «я» это не только мой мозг, то что такое «я»?
Мое мышление, оно какое? –описать (свободно постараться «говорить» обо всем, что будет связано с предложенным вопросом) – записать полученную информацию.
На чем «я» больше всего «зацикливаюсь» в своем мышлении?
Какие мысли создают излишний «шум» в моей голове? (метафора).
Какие мысли меня больше всего беспокоят?
Если, что-то пошло не так, что происходит с моими «мыслями и телом»? (постараться описать и записать).
Как происходит процесс «проигрывания» событий в моей голове? (метафора)- поразмышлять, сделать запись, проговорить в свободной форме (в работе со специалистом на этом этапе рекомендуется поработать с «интерпретациями»).
Как я считаю, можно ли «программировать», создавать некую предварительно заданную программу определенных действий собственного мышления?
От чего зависят мои мысли?
После всех перечисленных вопросов и блока ответов проводится факторный анализ:
Проработка «положительного материала» + Трансформационная установка.
Из полученных ответов подводится итог (краткое резюме).
Полученная информация как правило будет «перемежаться» с негативными тенденциями.
- Предлагается из полученного вывода выделить «только» положительную информацию, а негативную выписать отдельно.
- Предлагается написать 3_установки, которые будут содержать полученную «негативную» информацию.
- Предлагается написать 3_установки, которые будут «трансформировать» предыдущие негативные, компенсируя полученной «положительной» информацией.
В качестве примера ниже будет предложен уже готовый итог (резюме) по полученным ответам клиента, над которым рекомендуется поразмышлять и выделить 3 (-) и 3 (+) установки, написать «Трансформационную установку»:
Раньше я не хотел ходить на встречи со своими однокурсниками, потому что считал, что буду выглядеть хуже, чем все остальные. Перед встречей у меня немели руки, но я на это старался не обращать внимание, и часто думал, что это связанно с тем, что много печатаю на компьютере. Мне тяжело было подобрать нужные вещи (одежду) перед встречей, я просто не мог нормально одеться, и в итоге всегда приходил самым последним и с большим опозданием. В той одежде, которую я ношу мне дискомфортно, все вещи, которые у меня есть – обтягивающие, и даже сейчас мне «жмет» моя рубашка в рукавах. Когда я прихожу в магазин одежды, мне сложно подобрать себе нужную вещь, и чаще всего я прошу чтобы мой близкий друг сходил со мной вместе и помог с выбором. Перед выходом из дома мне в голову приходит мысль, что я не такой как все, мне чего-то не хватает. Данную фразу: «Почему ты не такой как все остальные мальчишки» мне говорила моя бабушка.
В завершении данного блока предлагается в свободной форме поразмышлять над высказыванием:
«От того, как я мыслю (о чем я думаю) зависит моя реальность».
Блок II. Как «я» говорю (разговариваю – Речь).
Почему я говорю именно так, а не иначе? Почему я иногда начинаю говорить громче?
Когда я говорю «громко», мешает ли мне это?
На что в моей речи я больше всего обращаю внимание?
Какой мой голос?
Нравится ли мне мой голос, и как я говорю (разговариваю)?
Чтобы мне хотелось изменить?
После ответов:
- Установки (положительные, отрицательные).
- Итог (вывод) + трансформационная установка.
после проводится работа по коррекции «речевого фактора» в терапии со специалистом (если есть в этом необходимость).
Блок III. Внимание (сосредоточение на чем-либо, фокусировка).
Направленность своего сознания на сосредоточение:
На чем больше всего я сосредоточен в последнее время?
На что сейчас направлено мое внимание, а вчера, неделю назад? (перечислить в свободной форме, записать)
На что меньше всего на текущий момент времени я обращаю свое внимание? Почему?
Если бы вам было предложено представить следующую схему, какими бы были ваши размышления? (записать):
«Мои потребности формируют мои интересы, из моих интересов возникают установки», а как считаете вы?
Внимание способствует ориентации человека в окружающей действительности.
«На что я «сфокусирован» в своем внимании, то мною и руководит», что вы думаете об этом?
Что я внимательно/не внимательно: слушаю, смотрю, думаю, делаю (сформировать таблицу).
После ответов подводится итог (вывод):
- Трансформационная установка
- Коррекционная работа
Блок VI. Запоминание (Память).
Что бы мне хотелось забыть «навсегда», почему?
Для чего мне дана моя память? (размышления вначале необходимо записать, затем проговорить).
Как я пользуюсь своей памятью?
От того, что я «созерцаю» - вижу (в том числе, с кем я провожу время, какие читаю книги, в каких компаниях бываю, с какими людьми разговариваю и тд.), какой опыт я «накапливаю» и после «воспроизвожу» в своей жизни – все это влияет на мое мышление.
Накопленный опыт:
Что я могу сказать о моем жизненном опыте на сегодняшний день?
Что я «воспроизвожу» в своей повседневной жизни из своего накопленного опыта?
Стараюсь ли я полученный опыт передать кому - то еще и почему?
Что сохранилось (запечатлелось) в моей памяти (моем опыте) навсегда?
После ответов проводится интерпретация полученного материала:
- Установки 3(-) формируются с учетом прошлого опыта, 3(+) формируются из настоящего полученного опыта.
- Вывод (Итог) – итоговая Трансформационная установка.
Блок V. Восприятие – воображение (представление, фантазирование).
Спонтанное создание или преднамеренное построение «образов» - представлений, идей.
Как и посредством чего функционирует мое «воображение»?
Наглядно-образное мышление (проводится стандартный анализ), после проводится исследование: на сколько клиент (пациент) ориентируется в ситуациях и решает задачи без непосредственного вмешательства практических действий и «пережитого» прошлого опыта.
Задание для клиента (пациента): постарайтесь описать свой «мир фантазий», как я себе его могу представить (описание в свободной форме).
В завершении прохождения выше представленных V этапов (интроспекций) следует ответить на следующие вопросы (с учетом всей полученной информации):
- Какие «выгоды» я получал от своего прошлого состояния (положения)?
- Каким сейчас я себя чувствую?
- Мое отношение сейчас ко «времени», мой личный ритм жизни, почему он несомненно будет отличатся от остальных?
- Как я себя чувствую в своем теле здесь и сейчас?
- Для чего мне дана моя жизнь?
После проводится итоговая коррекционная работа по всей структурной интроспекции комплексно.
Итоговая Трансформационная установка (формулируется вначале самим клиентом (пациентом) затем усиливается дополнительной (вспомогательной) установкой психотерапевта из полученного материала клиента.
© Байкалова И.А., 2024
Автор: Байкалова Ирина Александровна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru