Спустя 30 лет со дня выпуска "Ворона" 1994 года от режиссера Алекса Пройаса («Тёмный город», «Я, робот») с Брэндоном Ли в главных ролях вышел одноименный ремейк от Руперта Сандерса ("Белоснежка и Охотник", "Призрак в доспехах") с Биллом Скарсгардом.
Обе истории основаны на оригинальном комиксе о загробном мстителе от Джеймса О'Барра.
В этой статье приглашаю Вас сравнить два фильма.
Сюжет обоих фильмов без спойлеров
Оба фильма имеют сходный сюжет. У главного героя по имени Эрик Дрэйвен происходит ужасная трагедия: злодеи убивают его возлюбленную и его самого. Сверхъестественным образом Эрик возвращается на землю в виде неубиваемого мстителя.
Фильм 1994 года начинает повествование без лишних слов - трагедия и сразу путь мести, а вот его младший "кузен" из 2024 первую треть своего хронометража демонстрирует любовную историю, вторую треть тратит на становление героя и последнюю - на финальную кровопролитную линию.
Сразу скажу, что я однозначно выбираю Ворона из 1994 года, но давайте сравним фильмы по разным параметрам.
Главный герой
В версии 1994 года Эрик - это загробный мститель, бескомпромиссный к врагам, но сохранивший человечность и доброту. В изначальной версии герой Ворона терял силы всякий раз когда отвлекался от мести и использовал свои суперспособности на что-то иное, например, на извлечение дурманящих веществ из крови одной из героинь, чтобы та вспомнила, что ее ждет заброшенная и одинокая несовершеннолетняя дочь.
Несмотря на то, что образ Эрика-94 написан очень широкими мазками, "ворон" Брэндона Ли вышел очень теплым, несмотря на весь готический антураж. Его взаимоотношения с полицейским и девочкой, о которой он заботился вместе с невестой еще при жизни, привносят в его характер трогательность, надежность и тепло. Для него месть - это не выбор, это данность, которую необходимо исполнить.
Эрик из 2024 года - разбитый человек, зависший в своей травме и в реабилитационном центре, который... рисует? Он словно депрессивный подросток, который в первый раз влюбился в девушку. Сценаристы еще при жизни лишили его характера, а путь насилия сделали его осознанным выбором.
Актерские работы
Соответственно, и актерам пришлось по-разному воплощать своих героев.
И Билл Скарсгард, и Брэндон Ли - выразительные, но последний еще и очень пластичный (сказались занятия боевыми искусствами). Билл Скарсгард - хороший выбор актера на эту роль, но подвело прочтение его персонажа.
Стиль и постановка
Одно из ключевых достоинств Ворона-1994 - это стиль. Черно-белая картинка с вкраплениями бордового и желтого - мрачная и насыщенная. Иногда создается впечатление, что постановщики рисовали черным по черному, но при этом им удалось добиться красоты за счет в том числе и очень красивой постановки - начиная тем, как выставлен кадр, заканчивая движением камеры.
Вкупе с пластикой Брэндона Ли, его личным обаянием и простым сюжетом перегруженный стиль с нарочитым плащом, замотанными скотчем черными одеждами в дырах от пуль, гильзами, застрявшими в спутанных волосах на фоне черного грязного города создают гармонию фильма в каждой минуте экранного времени.
Кстати, после просмотра мне очевидно стало, насколько много Хит Леджер заимствовал у Брэндона Ли для своего (очень удачного) Джокера в "Темном рыцаре" Нолана.
Ворон-2024 стиль размыл, а потому растерял. С одной стороны, понятно желание не повторять 1994 год, с другой стороны, фильм из 2024 не создал своего стиля. Из чего-то визуально интересного я могу вспомнить лишь молочно-ягодную робу из реабилитационного центра, которая смотрелась неплохо за счет контраста. Если бы ее сохранили на герое, это было бы интересно и точно не похоже на предшественника.
По постановке 2024 тоже проигрывает. Кадры вроде правильные, но интересных решений нет. Субъективный фактор, но вселенная Ворона-24 лишена всякого очарования. Она визуально скучная.
Концептуально создатели словно бы хотели повторить "Куда приводят мечты" (там герой тоже пытается вызволить свою любимую женщину из ада в странных локациях, но фильм очень визуально красивый, хоть и местами состарился неудачно) и соединить его с успехами "Джона Уика", добавив длительные поединки.
Однако даже финальная битва не произвела на меня впечатления. Мое объяснение - монтажное решение было слабым, сама идея синхронизировать смертоносную драку с оперным представлением (отсылка к Крестному отцу?) требует сильного монтажа, а постановочная драка с многими противниками как будто бы смотрится хорошо, если сделана одним долгим кадром.
И хотя в ней была пара любопытных решений, но они носили локальный характер.
Вселенная и сюжет
Ворон-1994 сюжет имеет очень простой. Герой восстал из мертвых, уничтожил всех причастных к своей трагедии и упокоился. Вселенная же основывается на одной легенде о том, что вороны несут души в мир иной, но иногда возвращают неупокоившиеся назад. Вот и вся история. Просто и ясно - и это было хорошо.
Ворон-2024 все усложнил. Сюжет из мести превратился в спасение дамы в беде, поэтому новому Эрику уже и без разницы, с кем он расправляется на этом пути. Видимо по этой причине, зрителю выделили целую треть фильма на то, чтобы рассказать романтическую историю о любви в психбольнице (привет новому Джокеру?).
Ворон-2024 попытался расширить фантастический мир, добавив нечто вроде чистилища и непонятного персонажа, который имел исключительно одну функцию - объяснять зрителю, что примерно происходит.
Лор расширился и за счет главного злодея (здесь его играет Дэнни Хьюстон), который внушает жертвам - невинным душам - что те должны совершить преступление. Те под гипнозом это делают, и потом их души отправляются в ад, хотя им полагалось более приятное место. В этом тоже есть слабость. В земном уголовном кодексе РФ есть Статья 61. (Обстоятельства, смягчающие наказание), точнее есть подпункт е): совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.
То есть даже несверхъестественный свод человеческих правовых норм предполагает, что в таком случае мера ответственности должна быть пересмотрена, что уж говорить о справедливости мистической, всеобъемлющей? А ведь на этом строится весь сюжет.
Ворон-1994 точно лучше - это хорошо поставленное, стильное и цельное кино с обаятельным и пластичным героем и завершенной логичной историей.
Ворон-2024 само по себе кино посредственное, фрагментарная романтическая сказка с плоскими героями, где по всем фронтам не хватает смелости, глубины и мастерства.
Актерские работы исполнителей главной роли в обоих фильмах хорошие, но Скарскарда подвел материал, который пришлось играть.
Но главный гвоздь в крышку с надписью "2024" - это то, что это произведение называется "Вороном", что неминуемо заставляет сравнивать фильм с оригиналом, а тут он проигрывает по всем статьям.