Мы не раз писали, что год назад в нашем городе открылся музей живописи Валентина Сидорова «На тёплой земле». Валентин Михайлович – прекрасный русский пейзажист, певец русской деревни. В постоянной экспозиции музея хранятся десятки его работ. А в так называемом Арт-цоколе традиционно проходят сменные выставки. Вот, например, сейчас Сидоров делит это пространство с другим пейзажистом-мэтром, своим старшим современником Алексеем Грицаем.
Относительно небольшая экспозиция очень хорошо показывает, насколько они разные. Сидоров не стремится поймать мгновение, и его тонкие пейзажи, написанные с натуры и узнаваемые, не столько отображение природы, сколько размышление о ней. Если он пишет дерево, то это скорее символ дерева, чем конкретная береза или сосна.
На выставке Валентин Михайлович представлен в основном ранними этюдами, в которых уже видны эти особенности. Один из них довольно неожиданный для живописца – он написал набережную Невы в Ленинграде. Написал бегло, этюдно, но дыхание города чувствуется.
Грицай иной – обстоятельный, подробный. Если Сидоров предпочитал, чтобы зритель вместе с ним создавал и расширял пространство холста, глядя на картину, то этот мастер уводит наш взгляд вглубь. В знаменитом «Портрете жены с сыном» (1954) все изображено подробно и вместе с тем изящно, легко, хочется подбежать к окну и выглянуть из него на улицу.
А в чудесной «Первой зелени» (1964) солнечный пейзаж явно не замкнут с четырех сторон рамой, это лишь выхваченный кусочек природы, малая часть огромного целого.
А что ближе вам? Идти вслед за художником дальше и дальше по тропинке или домысливать картину? Пройдемся по выставке!