Найти тему

Как два классика пейзажа "встретились" в одном пространстве

Мы не раз писали, что год назад в нашем городе открылся музей живописи Валентина Сидорова «На тёплой земле». Валентин Михайлович – прекрасный русский пейзажист, певец русской деревни. В постоянной экспозиции музея хранятся десятки его работ. А в так называемом Арт-цоколе традиционно проходят сменные выставки. Вот, например, сейчас Сидоров делит это пространство с другим пейзажистом-мэтром, своим старшим современником Алексеем Грицаем.

Валентин Сидоров. Весна. Подрезково. 1964
Валентин Сидоров. Весна. Подрезково. 1964
На высоком берегу Волги. 1951
На высоком берегу Волги. 1951
Алексей Грицай. Молодая поросль. 1963
Алексей Грицай. Молодая поросль. 1963
Солнце и снег. 1972
Солнце и снег. 1972

Относительно небольшая экспозиция очень хорошо показывает, насколько они разные. Сидоров не стремится поймать мгновение, и его тонкие пейзажи, написанные с натуры и узнаваемые, не столько отображение природы, сколько размышление о ней. Если он пишет дерево, то это скорее символ дерева, чем конкретная береза или сосна.

На выставке Валентин Михайлович представлен в основном ранними этюдами, в которых уже видны эти особенности. Один из них довольно неожиданный для живописца – он написал набережную Невы в Ленинграде. Написал бегло, этюдно, но дыхание города чувствуется.

Набережная. Вечер. Ленинград. 1949
Набережная. Вечер. Ленинград. 1949

Грицай иной – обстоятельный, подробный. Если Сидоров предпочитал, чтобы зритель вместе с ним создавал и расширял пространство холста, глядя на картину, то этот мастер уводит наш взгляд вглубь. В знаменитом «Портрете жены с сыном» (1954) все изображено подробно и вместе с тем изящно, легко, хочется подбежать к окну и выглянуть из него на улицу.

-6

А в чудесной «Первой зелени» (1964) солнечный пейзаж явно не замкнут с четырех сторон рамой, это лишь выхваченный кусочек природы, малая часть огромного целого.

-7

А что ближе вам? Идти вслед за художником дальше и дальше по тропинке или домысливать картину? Пройдемся по выставке!

Валентин Сидоров. Этюд к картине "Май. Ласточки прилетели"
Валентин Сидоров. Этюд к картине "Май. Ласточки прилетели"
Алексей Грицай. Ока. Весна. Этюд. 1982
Алексей Грицай. Ока. Весна. Этюд. 1982
Валентин Сидоров. Набережная Красного Флота утром. 1949
Валентин Сидоров. Набережная Красного Флота утром. 1949
Алексей Грицай. Натюрморт. 1940
Алексей Грицай. Натюрморт. 1940