Кто не мечтает о хорошем начальнике? Справедливом, уважающем своих сотрудников, предлагающем комфортные условия труда и возможность карьерного развития. Но не в каждой компании вы найдёте именно такого. Читайте статью до конца и узнайте пять признаков, по которым легко вычислить руководителя-самодура.
Меня зовут Гюзель Гараева. Я работаю в сфере управления персоналом уже более 27 лет. Из них 18 лет на позиции директора. Последние 5 лет я развиваюсь как предприниматель в этой области: обучаю HR-специалистов в онлайн-школе «HR компас», консультирую компании и оказываю менторскую помощь молодым HR-директорам. И могу с уверенностью сказать, что знаю HR по принципу 360 градусов.
Как же понять, что работодатель ужасен и от него надо бежать, сверкая пятками?
Признак № 1. Невнятная вакансия.
Будьте внимательны ещё при просмотре вакансии. Вы должны откликаться лишь на те, где всё максимально чётко и подробно описано. А что происходит с ужасным работодателем? Его вакансии можно описать одной фразой – кручу-верчу, обмануть хочу. Там будет много неясностей и недомолвок. Вы ни за что не поймёте, как точно называется должность и чем придётся заниматься: то ли бухгалтер, то ли IT, то ли офис-менеджер. Всё свалили в одну кучу и перемешали. Вам пообещают высокую заработную плату по результатам собеседования, либо озвучат её на встрече. Я рекомендую обязательно сравнить, что от вас требуется: опыт, знания, умения, и что вам предлагает компания. У плохих работодателей всегда огромный список требований к вам. А что они предлагают взамен? Наверняка дружный коллектив, который невозможно проверить на собеседовании, и что-то типа «динамично развивающейся компании». Поэтому будьте бдительны ещё на этапе, когда вы откликаетесь на вакансии.
Признак № 2. К вам проявляют агрессию в общении.
Второй рубеж, где нужно быть очень внимательным — это собеседование. Советую отложить подальше телефон и понаблюдать за людьми. Посмотрите, как выглядит офис. Насколько он опрятен, нет ли там каких-то куч документов и коробок? Как люди общаются между собой? Как с вами общается секретарь на ресепшн? Всё это очень важно, поскольку говорит о корпоративной культуре в компании. На собеседовании посмотрите, насколько дружелюбна атмосфера. Располагает ли она к тому, чтобы в ней хотелось работать? Потому что нанимающие менеджеры ужасных работодателей считают, что надо максимально проявить жесткость. Например, выйти к кандидату только через час. Вы считаете, что это хамство по отношению к вам? А он считает, что проверяет вашу стрессоустойчивость. Или устроить панельное собеседование: подключить пять специалистов и устроить перекрёстный допрос. Представляете, каково это - сидеть в серединке и не знать, на кого смотреть. Потому что пять человек перебивают друг друга и задают вам вопросы. Нужно быть очень опытным и хладнокровным, чтобы не растеряться, всем ответить и всем понравиться. Миссия практически невыполнима.
Иногда нанимающий менеджер или рекрутер допускает откровенное хамство. Спрашивает очень личные вопросы: «А когда вы собираетесь замуж?», «А в декретный отпуск?», «Знаете, наш руководитель очень плохо относится к незамужним девушкам», «А сколько у вас кредитов?». Это всё относится к разряду очень личной информации, и не думаю, что вам хотелось бы этим делиться на этапе собеседования. Имейте в виду, что такое нарушение границ будет проявляться и в дальнейшем.
Но иногда... Бывают очень милые рекрутеры, которые умеют обаять, очаровать. И тогда наступает третий этап - встреча с руководителем.
Признак № 3. Начальник странно себя ведёт.
Мы все знаем хорошую пословицу, что люди приходят в компанию, а уходят от руководителя. Потому что начальник самодур, не умеет четко ставить задачи и, вообще, очень странный человек. Так вот, будьте максимально внимательны на встрече с руководителем. Как он задает вопросы? Слушает ли он ваши ответы? Или всё это время проводит в телефоне, либо в компьютере, что-то там проверяя. Насколько он выглядит заинтересованным в вас? Даёт ли он возможность задать какие-то вопросы ему? Ведь не только компания выбирает себе сотрудников, но и сотрудник выбирает себе компанию. Насколько он вам симпатичен как человек? Приятна ли вам его манера поведения, общения с людьми? Помните, что любое собеседование — это, как в романе, конфетно-букетный период, когда мы все стараемся показать себя лучшим образом. Кандидаты рассказывают о себе только хорошее и начальник говорит о себе только хорошо.
Итак, два-три первых этапа прошли нормально. Вы вышли в компанию на работу, вам озвучили привлекательные требования, и вы получаете трудовой договор. Что может пойти не так?
Признак № 4. Озвучивались другие условия договора.
Вы вдруг видите там совсем другие цифры. И спрашиваете: «А как же так? Мне говорили другую сумму на собеседовании». А вам отвечают, что это итоговый доход, включая премию. А оклад вот такой, небольшой. Поэтому смотрите в оба. И когда вам что-то говорят на собеседовании, запишите в заметки, чтобы потом сверить с трудовым договором. Если же вдруг вы оказались в ситуации, когда в компании совсем не те условия, которые вам озвучивали, то это повод задуматься и понять: хотите вы остаться в ней или самое время отказаться от подписания документов.
Представим, что и на этапе трудового договора все у вас прошло хорошо. И начался очень важный период адаптации.
Признак № 5. Вас не адаптируют.
Каким бы вы ни были суперпрофи, каждая компания отличается бизнес-процессами, подходами, своими аббревиатурами. И любому человеку первое время требуется помощь. Причём у руководителя времени никогда нет. Вы приходите на работу и находитесь в полной прострации — непонятно: что надо делать, где лежат документы от предшественника, как сделать заказ или оплатить счёт? Поэтому, если ваш руководитель сказал: «Давай поговорим через три недели, я сейчас в командировку, а потом в отпуск», подумайте, хотите ли вы здесь работать? Особенно это актуально для молодого специалиста, который только-только начинает свою трудовую деятельность. Важно, чтобы в течение первых трёх - семи дней у вас появился наставник, и вы поняли, какие поставлены задачи на испытательный срок, и как будут оценивать вашу успешность в этот период.
Это те пять признаков ужасного работодателя, которыми я хотела с вами поделиться. Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Так мы будем продолжать формировать сообщество неравнодушных HR-ов и тех людей, кто интересуется сферой управления персоналом.
Всем хороших и адекватных начальников!
Подписывайтесь на мой канал, а еще переходите в телеграм, там много полезного и интересного👇