Сложно не назвать первого "Джокера" грандиозным феноменом: феноменом не только для среды кинокомиксов, но и для всего кинематографа в целом. Тодд Филлипс пересобрал классический бумажный первоисточник в виде экзистенциальной психологической драмы про противостояние общества и "маленького" человека, вдохновившись для этого самыми культовыми и важными работами в карьере Мартина Скорсезе - "Таксистом" и "Королём комедии". В 2019-м году фильм выстрелил мощнейшими залпами из стальных пушек, подарив продюсерам Warner Bros. несколько "Оскаров", "Золотых Глобусов" и один из важнейших призов мировых кинофестивалей - "Золотого Льва", прямиком с жарких улочек Венеции. В прокате же картина принесла своим создателям более полумиллиарда долларов чистой прибыли, а также стала самой кассовой картиной со "взрослым" возрастным рейтингом R в истории кино. Успех на лицо: студийные боссы до последнего боялись за состояние картины в прокате, а Тодд Филлипс и его помощники в очередной раз смогли доказать, что неподдельное искусство всегда проходит зрительскую проверку. Так ли сильно при таком случае "Джокеру" был нужен прямой сиквел?
Нет ничего удивительного в том, что столь грандиозный успех быстренько свёл с ума не только студийных боссов, но и самого Филлипса: постановщик пытался усидеть на двух стульях с момента победы своего "Джокера" в Венеции, причисляя его то к деконструкции стерильной супергероики, то к авторской локальной притче, связанной с комиксами лишь именами своих персонажей. И вот, зрительские опасения подтвердились: спустя два года после триумфа ленты Warner Bros. объявили о старте разработки полноценной второй части. Сам Филлипс не раз вызывался опровергать зрительскую тревогу: якобы, "Безумие на двоих" выступит революционным мюзиклом и сможет вызвать равноценно положительные впечатления и у поклонников классического персонажа со страниц комиксов DC, и у фанатов первого фильма. Бюджет на этот раз разросся до 200 миллионов баксов (первый "Джокер" стоил лишь 55), а в компанию к Хоакину Фениксу добавилась Леди Гага, которой отошла партитура бумажной пассии Артура Флека - Харлин Квинзель. И продюсеры, и сам режиссёр надеялись вынести из прямого сиквела "Джокера" ещё больше денег, и это же сыграло с постановщиками самую злую шутку, по сравнению с которой весь юмор Флека покажется вам однообразным и нативным
События "Безумия на двоих" разворачиваются через несколько месяцев после финала первого фильма: в тюрьме Аркхэма Артур Флек отбывает наказание за убийство пяти людей, в том числе - обожаемого зрителями телеведущего Мюррея Франклина, и там же наш сумасшедший герой знакомится с ещё одной пациенткой - Ли, сходящей с ума по тёмному альтер-эго Флека. Между этими двумя вспыхивают чувства, а сам Артур тем же временем дожидается финального суда, на котором герою будет вынесен окончательный вердикт в деле об убийствах: переведут ли Флека в специальную психиатрическую лечебницу или казнят на электрическом стуле. И именно в двух локациях, стальных стенах тюрьмы и здании суда, и будут разворачиваться все события сиквела: Филлипс и Феникс покинут камерные пределы лишь в третьем акте, на совсем ограниченное количество времени
Если первый "Джокер" активно позиционировался Филлипсом, как смесь аналитической драмы, про раздвоение личности сломленного человека, и психотропного триллера, рассказывающего про порождаемых обществом демонов, то сиквел агитировали в контексте полноценного мюзикла, отсылающегося в сторону самых классических фильмов подобного жанра. И здесь режиссёр не соврал своей аудитории: и Артур Флек, и Ли часто ударяются в пение и пляски во время событий фильма, вне зависимости от того, нуждается ли в этом контекст сюжетной фабулы. Не прощупав нужную почву для контекстуально правильных музыкальных вставок, постановщики включают тональный отзвук мюзикла буквально везде, что не имеет никакой разницы для линейного повествования картины. Если в тех самых классических мюзиклах, вроде "Singin` in the Rain" или "Шербурских зонтиков", музыкальные сцены добавлялись ради скрашивания грустной антиутопии, в которой застревали главные герои, или выражения их любовной экспрессии, то во втором "Джокере" любая вставка мюзикла смотрится попросту вымученно и слишком искусственно, поскольку она не оказывает влияния даже на тон картины
Но чего у Филлипса точно нельзя отнять - отменного музыкального вкуса: мюзикла во втором "Джокере" чересчур много, а в танец Флек и Ли пускаются под репетативные композиции Фрэнка Синатры и Стиви Вандера. У постановщика по-прежнему оставался один большой козырь в рукаве, имя которому - режиссура. Вне зависимости от того, нуждалось ли "Безумие на двоих" в хаотичных плясках, музыкальные сцены всё ещё можно было обернуть в визуально эстетическую оболочку: но даже с этим Филлипс справился не слишком уверенно, будто бы окончательно осознав всю плачевность вымученного жанра фильма. Второй "Джокер" менее красивый и менее интересный на оригинальные режиссёрские и операторские решения: большинство из них (самые красивые) маркетологи уже засветили в промо-кампании, как и основное сюжетное продвижение, с которым "Безумие на двоих" терпит совсем уж сокрушительный крах
Второй "Джокер" продолжает развивать сюжетную ветку Артура Флека, на этот раз погружаясь в отнюдь не счастливое детство персонажа и его потаённые комплексы. В сиквеле Филлипс размышляет со зрителями на счёт интересной гипотезы: есть ли у Флека раздвоение личности? И кто такой этот ваш Джокер - тёмное альтер-эго главного героя, или он сам, решивший взять правосудие в свои же руки? Поставив перед аудиторией данный вопрос, Филлипс так и не решился дать на него прямолинейный ответ: у протагониста в картине настолько малое развитие, что и оно теряется на фоне скудных музыкальных вставок и скомканной секвенции юридического процедурала. Он же выступает для картины тем балластом, с которым (по ошибке) второй "Джокер" рискует фатально потонуть в глубине авторских амбиций
Половина "Безумия на двоих" состоит из судебных отрезков, внутри которых Артур Флек и пострадавшие от его действий (представляет которых молодой Харви Дент, ещё не совсем каноничный Двуликий) сражаются в психологических потёмках, кидаясь необоснованными обвинениями в адрес друг друга. Но все диалоги сценарного процедурала фильма строятся на лекальном и сумбурном пересказе основных событий предыдущей части: будто бы сам Тодд Филлипс рефлексирует по успеху пятилетней давности, так и не рискуя отпустить его в воздух и сосредоточиться на чём-то инородном. В суде постоянно мелькают знакомые зрителям по первой части персонажи, но и они не дают истории никаких новых сюжетных подробностей. А сам Флек по ходу продвижения повествования проходит катастрофическую метаморфозу, превращаясь из сломленного, неоднозначного персонажа в жалкого психопата, сочувствие в сторону которого можно вызвать сугубо из эмпатического фактора. Хоакин Феникс до последнего старается вытянуть судебную часть картины из тёмной бездны, но даже прекрасная актёрская работа не может нивелировать очень скудную и посредственную работу со сценарием
А проблематика фанатизма "Джокера" так и осталась где-то на задворках его истории: созданный Флеком круг поклонников убийцы в клоунском гриме и красном пиджаке толком не фигурирует в событиях ленты. И даже Ли, в исполнении Леди Гаги, отводится в картине ограниченное количество экранного времени (несмотря на то, что позиционировали её авторы, как второго главного героя фильма). Харли не нужна центральной фабуле фильма, а её любовные отношения с персонажем Феникса выстроены так искусственно и неестественно, что в них перестаёшь верить ещё в первом акте картины. Не может помочь даже мюзикл, вставки которого Филлипс использует уже от отчаяния: невозможность приковать зрителя к просмотру побитого и скучнейшего на события процедурала так и не смогла нивелироваться присутствием хаотичных классических танцев
Так как же можно расшифровать то самое "Безумие на двоих", заложенное в подзаголовок второго "Джокера"? Ведь безумие это исходит не от фигурирующих в картине персонажей, а от жадных студийных боссов, выдавливающих последние соки из органично закончившихся кинопроизведений. Сиквел "Джокера" не справляется ни с одной поставленной задачей, даже не оказавшись в состоянии выступить растянутым эпилогом первой части. Весь же "революционный" концепт мюзикла ленты закончился лишь на словах Филлипса, старавшегося наполнить историю "Безумия на двоих" какими-либо индивидуальными и оторванными от предыдущей части вводными. Но имеет ли смысл доказывать обратное, если половина вашего фильма строится на попросту жалкой рефлексии по грандиозному успеху первой части? Войдёт ли второй "Джокер" в список самых ненужных сиквелов в истории кинематографа или же пройдёт какую-либо проверку временем - решать уже не нам. Но пока что "Безумие на двоих" - самый яркий пример отчаянной жадности киноиндустрии, отказывающейся обретать самостоятельное лицо без подвязок к триумфам прошлого, а заодно - определённо главный зрительский провал этого года