На мир можно смотреть как глазами учёного скептика, требующего «железных доказательств» и научных объяснений необъяснимого, так и глазами доверчивого ребёнка, верящего любой красивой «теории-сказке», на поверку оказывающейся откровенной ложью. Но даже самые ярые скептики всегда стремились постичь природу «чудесного», а люди, склонные верить в мистицизм, астрологию и магию - научиться по крайней мере более внятно объяснять своим адептам «как это работает», помимо банального «просто поверьте в эти древние знания».
И тем и другим крайне полезно будет узнать о существовании сугубо научной теории - Теории хаоса.
Термин «магическое мышление» вероятно знаком многим. Феномен, при котором человек трактует явления с точки зрения некой альтернативной реальности. В этой реальности соблюдение законов физики, биологии и психологии не обязательно, зато становятся «объяснимы» необъяснимые с точки зрения здравого смысла события, появляются новые способы принятия решений, обретаются смыслы (что иногда крайне полезно для здоровья).
Разным людям магическое мышление присуще в разной степени. Однако, психологами показано, что особенно оно актуализируется в стрессовых ситуациях, и по своей сути представляет психологическую защиту, помогающую психике справляться с существующей реальностью. Чем более трудной и субъективно значимой является ситуация, тем больше вероятность того, что для её разрешения человек прибегнет к объяснению явления с точки зрения «удобной для себя реальности», даже если эта новая реальность нарушает все существующие на текущий момент научно доказанные законы мироздания.
Магическое мышление пропитывает сознание многих современных взрослых (не говоря уже о детях). Оно позволяет видеть мир таким, каким хотелось бы, и создавать продуктивные иллюзии, способные помочь совладать со стрессом. Также, человеческий мозг в результате эволюции сохранил склонность видеть взаимосвязи в случайной или бессмысленной информации (апофения) – свойство, которое помогало нашим древним предкам видеть опасность даже там, где её нет (по принципу «лучше перебдеть, чем не добдеть»), а их современным потомкам иногда помогает создавать «таблицы менделеева» или произведения искусства, слыша музыку в шуме дождя и видя причудливые образы в случайном нагромождении облаков.
Однако, всё же человечество всегда стремилось к поиску истины, и неоправданное «натягивание совы на глобус» в виде магического мышления - почти всегда оказывается лишь аналогом обезболивающего, но никак не панацеей для реального решения реальных проблем.
Одним из животрепещущих вопросов, волнующих человечество на протяжении всей его истории, был вопрос о предсказуемости мира, предсказании будущих событий. Собственно, любой из научно доказанных законов и постулатов именно для того и был открыт - предсказывать реальность, а значит укрощать её, делая удобной и безопасной.
На стыке научного и магического подходов во взглядах на будущее - в середине XX века возникла Теория хаоса. Название её звучит необычно, однако, это вполне научная теория.
Её основная цель – определить, насколько предсказуем мир и понять, какие события можно предвидеть заранее.
В математике и физике под «хаосом» понимают сложную систему, в которой незначительные изменения начальных условий приводят к весьма значительному отклонению результата. Это означает, что похожие, но не идентичные ситуации, могут привести к совершенно разным результатам. Впервые взглянуть на хаос по-научному довелось метеорологу-математику Эдварду Лоренцу. Проводя эксперименты с построением модели погоды, он использовал простейший компьютер. Исследования привели к неожиданным результатам - после повторного перезапуска симуляции и их компьютерной обработки конечные данные оказывались существенно отличающимися от предыдущих конечных данных. Это показалось учёному странным, ведь всё, что изменилось в начальных данных - минимальная разница округления в шестом знаке после запятой. В результате возникло понимание, что в сложных системах даже самые маленькие колебания начальных условий могут иметь огромное значение, по крайней мере в вопросах, касающихся предсказания погоды.
Таким образом, Лоренц сделал важный шаг в научном понимании природы хаоса. Впоследствии он предложил термин «Эффект бабочки», метафорически описывающий идею теории хаоса, когда порхание крыльев бабочки где-то в джунглях может вызвать цепную реакцию, приводящую к возникновению урагана на другом конце планеты.
Самые передовые метеорологические центры сегодня оперируют огромным объёмом данных, обрабатываемых мощными компьютерами. Эти технологические гиганты способны анализировать информацию со всех доступных источников - спутников, метеостанций, буёв в океане, с самолётов, но несмотря на невероятные возможности современной техники, погода остаётся одной из самых сложных и непредсказуемых систем на Земле. Каждая молекула атмосферы вносит свой вклад, своё влияние, и пока мы не сможем учесть их все - точность прогнозов будет оставаться лишь приблизительной, а сами прогнозы - по сути случайной величиной. Таким образом различные явления разделились для науки на предсказуемые (электричество, химия, механика и др.) и «не очень»: турбулентность, погода, экономика, состояние мозга, человеческая судьба и др.
Теория хаоса стала фундаментальной для понимания сложных систем и их поведения. Ученые впервые перешли к изучению систем в целом, а не только их отдельных компонентов, что открыло новые горизонты для научных исследований. Теория хаоса находит широкое применение в различных дисциплинах, таких как математика, биология, информатика, экономика и другие. Она расширяет наше понимание о природе мира и показывает, что даже мельчайшие изменения могут иметь глобальные последствия. Взаимосвязь между хаосом и порядком в природе и обществе является одной из ключевых тем современной научной мысли. Движение спутников солнечной системы, эволюция магнитного поля астрономических тел, прирост населения, тектоника плит, медицина, квантовая механика - в каждой из этих областей можно обнаружить следы хаотической динамики.
Теория хаоса способна уберечь человеческое общество от откровенных шарлатанов, которые утверждают, будто способны делать предсказания, учитывая лишь малую долю влияющих на событие факторов, или использующих факторы, вовсе не имеющие к событию никакого отношения.
Граница «чудесного» проходит теперь там, где человечество пока не в состоянии учесть влияние на конечный результат всех возможных факторов.
Однако, понимание наличия этих факторов устраняет иллюзию «непостижимости чудесного». Чудесное постижимо, но не прямо сейчас - человечество на пути к этому. Кроме того, с помощью математической теории вероятностей удаётся (собирая статистику событий) предсказывать вероятность случайных событий даже не имея полного знания обо всех факторах влияния.
----------
С заботой,
Герасько Сергей, гештальт-психотерапевт, семейный психотерапевт