Детство – время трепетных надежд, открытых возможностей и неподдельной радости. Дети Донбасса лишены всего этого уже больше десятка лет.
За это время выросло новое поколение.
Родились дети, которые видели только войну.
И самое страшное – погибли сотни детей, которые могли бы жить так же, как их ровесники в Киеве или Москве.
«Аллея Ангелов» в Донецке — тихое место скорби. Здесь слышно только пение птиц, шорох листвы и тихие разговоры родителей.
С 2014 года киевский режим бил по самому дорогому, что есть на Донбассе — детям.
Новый фильм цикла «Украинский фронт 360» рассказывает истории таких детей. Моя соратница Марина Ким погрузилась в непростую, но невероятно трогательную историю детей Донбасса, которые выжили после ранений и повзрослели раньше своих сверстников.
Некоторые из них уже выросли, не зная ни дня без обстрелов. Надежда на мир у этих детей появилась только с началом СВО.
Многие страны в мире закрыли глаза на происходящее на Донбассе и предпочли не замечать чудовищных преступлений Украины против собственного народа.
Мы с вами такого права не имеем.
Детство на войне
Александру уже 16. Он хорошо помнит, как получил ранение от кассетного боеприпаса. В тот день его район обстреляли. Вместе со своим другом Саша решил помочь спасателям собирать колокольчики, которые остались от кассет. Один из колокольчиков, который не должен был взорваться, ребятам отдали в качестве трофея. Он и не взрывался – до тех пор, пока они с другом не пришли во двор. Там и произошла трагедия. Друг погиб сразу, Александра ранило.
В фильме он вспоминает этот момент: «Я просто понимал, если я умру, я даже не мог представить, как будут мои родители, что с ними произойдет. Мне было как-то стыдно, что ли, перед мамой, перед отцом мне было стыдно, потому что они много раз меня предупреждали, что нужно быть аккуратным, нельзя ничего такого подбирать, надо быть предельно осторожным к этому всему».
В 2014 году, вспоминает Саша, в окне уже можно было увидеть ракеты, которые летели на Донецк. Жизнь семьи сузилась до коридора – в нём они постоянно пережидали прилёты, там же спали. Когда бомбили сильно, прятались в подвале. Ребёнок привык к этому – он научился отличать по звуку, что именно летит и насколько это близко, а значит, опасно.
10-летняя Маша полгода спала в подвале. Рядом с ней разорвался снаряд «Града». Спас девочку брат – за долю секунды повалил на пол. Падающие осколки изорвали её пальто, изранили спину. Но девочка выжила. Её самая большая мечта – чтобы война поскорее закончилась.
И таких детей в Донбассе много – в Донецке, Луганске, Ясиноватой, Горловке, других городах…
Детство без детства
Можете представить такое детство для своих детей? А дети Донбасса, Белгорода, Курска, да и других приграничных территорий с Украиной могут. И к такой реальности люди привыкают быстро.
А дети – увы, ещё быстрее…
Быть ребёнком в Донецке, рассказала Марина Ким, – просто опасно. Обстрел может начаться внезапно, и никогда не знаешь, чьи жизни он унесёт. Поэтому в парке с аттракционами не слышен детский смех, здесь ничего не работает, ведь любые детские забавы на открытой местности могут оказаться последними в жизни малышей…
Закрыты не только аттракционы – у детей на войне нет возможности учиться в школах, посещать садики и кружки, ходить на утренники, играть на улице, встречаться с друзьями. У них забрали детство. Помните, как было у нас в пандемию? Вот так на Донбассе уже десять лет. Только вместо страха неизлечимой болезни – обстрелы. И постоянное ожидание внезапной смерти – своей ли, близких, мамы и папы…
Для 23-летней Кристины Жук и её 10-месячной дочки Киры, попавших под массированный обстрел в Горловке в 2014 году, мирная прогулка закончилась страшной смертью обеих. Молодая мама прижимала к себе младенца. Из-за этой жуткой картины, которая предстала перед глазами нашедших их тела людей, Кристину окрестили Горловской Мадонной. В 2016 году в Горловке в том сквере, где они погибли, открыли памятник жертвам войны в Донбассе «Скорбь и печаль».
Ещё один большой город Донбасса – Луганск. Здесь тоже есть аллея погибших детей – в парке Щорса. На каждом дереве – табличка с фамилией. Десять лет прошли с роковых обстрелов 2014 года, деревья уже стали большими, а дети так и остались маленькими. И это наша общая боль, такая же, как Беслан.
Приведу цифры из доклада заместителя председателя Государственной Думы РФ Анны Кузнецовой по расследованию преступных действий в отношении детей со стороны киевского режима. С 2014 года потерпевшими признаны 24,3 тыс. детей. Убиты около 350 несовершеннолетних, ранения получили порядка тысячи малышей. С начала 2022 года структуры киевского режима вывезли с территорий Донбасса и Новороссии около 65 тыс. детей. Судьба многих из них до сих пор неизвестна.
Видео: https://vk.com/video-212461915_456239073
Есть вещи, которые никогда нельзя прощать. И мы не простим. 350 ангелов ушли по вине украинских нацистов. Те, кто остался жив и родился на Донбассе за эти десять лет – это наши дети! И мы сделаем всё для того, чтобы вернуть им детство – и мирное небо над головой.