Все мы с чего-то начинаем то дело, которое захватывает наш ум и душу надолго! И сегодня я хочу рассказать вам, с какого произведения началось мое путешествие в мир переводов научно-фантастических книг!
Индийский штат Мегхалая, расположенный к северу от Бангладеш, является рекордсменом по количеству осадков, выпадающих в среднем до 12 метровв год. (Захватите с собой зонтик, если планируете посетить эту местность!) Но хотя этот показатель во много раз превышающий ежегодный показатель среднего европейского города, конечно, впечатляет, он меркнет по сравнению с тем, что сходит с небес в романе Гаррета П. Сервиса «Второй потоп», написанном в 1911 году, в котором по космической случайности на нашу планету за один год выпадает не менее 9144 метров дождя... достаточно, чтобы фактически утопить весь мир, вплоть до самой вершины Эвереста! Прекрасно написанный и довольно эпический по своим масштабам роман - это печально забытое апокалиптическое произведение, которое, несомненно, созрело для повторного открытия в нашу современную эпоху изменения климата и подъема прибрежных вод.
Роман «Второй потоп» был опубликован в шести частях на страницах журнала The Cavalier с июля по декабрь 1911 года, а в следующем году вышел в твердом переплете. Затем она переиздавалась в различных тогдашних массовых журналах в 1926, 1933 и 1948 годах, а затем в виде книг в издательствах Hyperion Press (1974), Wildside Press (2013), Gateway/Orion (2015) и в издании 2018 года от Armchair Fiction, которое мне посчастливилось заполучить в свои руки. Так что да, роман переиздавался множество раз и, к счастью, не потребовал особых усилий для поиска. Что касается автора романа, то Сервисс родился на севере штата Нью-Йорк в 1851 году, и на момент выхода этого романа ему было 60 лет. Профессиональный астроном и журналист, Сервисс был одним из самых известных популяризаторов астрономии в свое время, выпустив восемь книг на эту тему, и эти знания придают этому, четвертому из пяти его научно-фантастических романов, атмосферу эрудиции и правдоподобия. Как оказалось, «Второй потоп» не зря так часто переиздается: это довольно захватывающая книга, щедрая на сцены катаклизмов и их последствий, а Сервисс, к счастью, оказывается удивительно талантливым писателем. Его книга действительно читается навязчиво; тот случай, когда с трудом откладываешь и не можешь дождаться, когда снова возьмешься за нее. Если быть кратким, то мне очень понравилось!
Роман знакомит нас с эксцентричным ученым и миллионером по имени Космо Версаль, который, когда мы впервые встречаемся с ним, только что подтвердил свое подозрение: Земля, похоже, в течение нескольких месяцев пройдет через «водяную туманность», в результате чего на поверхность планеты выпадет около 9144 метровосадков. Несмотря на мольбы Космо к властям принять меры и представление математических доказательств, он подвергается насмешкам со стороны коллег-ученых, газет, президента США и населения в целом. Не успокоившись, Космо, считая себя своего рода современным Ноем, начинает строительство ковчега длиной 800 футов, способного вместить 1000 лично отобранных пассажиров, а также команду из 150 человек... и, конечно же, зверинец из разнообразных животных и растений. Строительство ковчега на востоке Лонг-Айленда только усиливает насмешки над ним, но когда вскоре после этого начинаются необычные метеорологические явления (аномально сильные грозы, сверхплотные туманы и пронизывающая влажность, таяние ледников и полярных шапок), население начинает прислушиваться и недоумевать. Но когда дожди начинаются всерьез, а толпы людей начинают стекаться к ковчегу Версаля, умоляя пустить их на борт, уже слишком поздно.
На протяжении первой половины романа Сервиса мы наблюдаем за тем, как большая часть мира оказывается затопленной, в сценах удивительно хорошо детализированного и впечатляющего разрушения. Но Космо и его товарищам удается жить жизнью, не слишком отличающейся от жизни пассажиров круизного лайнера: они плывут через Атлантику, по водной могиле того, что когда-то было Европой, и дальше - в Индийский океан. По пути они встречают еще одну небольшую группу выживших на специально построенной французским военным инженером Ивом де Бошамом подводной лодке, которая, получив имя «Жюль Верн», окажет неоценимую помощь ковчегу Космо в ближайшие месяцы. Во второй половине книги Версаль и шкипер ковчега, ворчливый и усатый капитан Армс, пытаются достичь Гималаев, которые, по прогнозам Космо, должны появиться первыми, если и когда воды начнут отступать. Перерыв в несколько недель ясной погоды, во время которого Земля проходит через разрыв или брешь в водной туманности, дает ковчегу возможность сделать некоторые шаги вперед, но когда наша планета входит в ядро туманности, и дожди начинают лить со скоростью 180 метров в день (!), ковчегу приходится очень нелегко...
Автор - большой поклонник параллельных сюжетов, когда автор перескакивает от одной сюжетной линии к другой, и во «Втором потопе» Сервисс предлагает нам такую штуку. Итак, пока Космо Версаль и его компания заняты исследованием вод, покрывающих Европу и Азию, мы также становимся свидетелями подвигов профессора Пладдера, бывшего президента Института Карнеги, который был одним из главных ученых, убеждавших президента США Самсона проигнорировать предупреждение Космо... к его вечному стыду и сожалению. Когда начинается потоп, Пладдер (читай: Плоддер) нанимает самолет, чтобы доставить Самсона и его семью, а также еще 20 или около того человек в безопасное место. Когда самолет вынужден совершить экстренную посадку во время непрекращающегося ливня, Пладдер ловко превращает воздушную машину в моторизованный плот, на котором он и его группа пытаются проложить себе путь на сушу в скалистых горах Колорадо. Это увлекательная альтернативная сюжетная линия, которая позволяет нам увидеть, как сложилась судьба утонувшего американского материка.
На протяжении романа Сервисс радует читателя множеством запоминающихся сцен, включая ту, в которой Космо и его помощник Джозеф Смит пытаются определить, кого именно взять с собой на корабль из 1000 человек; затопление Манхэттена (особенно хорошо показано разрушение муниципального здания вышедшим из-под контроля крейсером ВМФ); затопление Альп и их окрестностей в виде домино; наказание Самсоном тугодума Пладдера; неприятный мятеж на борту ковчега, с которым вынуждены бороться Космо и Армс; экскурсия по утонувшему Парижу, когда де Бошам возвращается на подлодке в свой родной город для ностальгического визита; катастрофическая экскурсия по затопленным египетским пирамидам и Сфинксу, снова на борту «Жюля Верна»; противостояние ковчега натиску при входе в ядро; зрелище де Бошама, стоящего на вершине последних футов, оставшихся от горы Эвереста, прежде чем она погрузится под воду... первый человек, когда-либо сделавший это (восхождение сэра Эдмунда Хиллари и Тенцинга Норгая состоялось только в 1953 году, следует помнить); сцена, в которой Космо, случайно выброшенный за борт, сражается с морским змеем; и посещение с помощью наспех сооруженного водолазного колокола Манхэттена, лежащего под шестью милями воды и населенного лишь различными океанскими чудовищами. Замечательные эпизоды, прекрасно вписанные в длинную историю Сервиса.
Действие романа «Второй потоп» происходит в неопределенном будущем, которое вполне может быть как 1912, так и 2012 годом. В книге есть несколько примеров футуристических гаджетов, таких как спектроскоп, изобретенный Версалем, а также металл под названием «левиум» («вдвое тяжелее алюминия и вдвое прочнее стали»), из которого построен ковчег. В книге есть множество замечательно прорисованных второстепенных персонажей, включая ученых, которых Версал взял с собой на борт, но, как ни странно, нет ни одного женского персонажа, кроме одной светской матроны на борту ковчега, которая интересуется, не может ли Версал поискать ее потерянные драгоценности во время этой прогулки с водолазным колоколом. Но, к счастью, как я уже говорил, Сервисс оказался очень хорошим литератором, у него прекрасный грамотный и в то же время очень увлекательный стиль. Он демонстрирует умение придумывать меткие выдуманные слова (такие как «бландилоквенция» и «суперфазианидея») и фразы (например, «эбуллизация ужаса»). И лишь иногда он допускает оплошности, например, когда говорит нам, что Гаурисанкар - это местное название Эвереста (на самом деле Гаурисанкар - это совершенно другая гора в этом районе), и когда он лишь вскользь упоминает весь континент Южная Америка (даже разрушению Антарктиды уделяется больше внимания). А тут еще этот вопрос о « водяной туманности» ... может ли такая вещь существовать в абсолютном нуле космоса? Мне, конечно, не пристало спорить с опытным астрономом, но это несколько подрывает доверие читателя. Тем не менее, писательская сила Сервиса такова, что этот читатель был более чем готов отстраниться от своего неверия. В общем, «Второй потоп» - это поистине великолепный роман, который приходит к развязке, одновременно удивительной, трогательной и радостной.
Что касается меня, то я сразу же стал поклонником Гаррета П. Сервиса и, конечно же, был бы рад возможности прочитать четыре других его научно-фантастических романа: Покорение Марса Эдисоном (1898), Космический Колумб (1909), Небесный Пират (также выпущен в 1909 году) и Лунная Дева (1915). Я обязательно попытаюсь разыскать некоторые из этих книг... пока мой родной город еще стоит над водой...
Мой перевод романа вошел в серию "Фантастика эпохи радия" и его можно приобрети здесь - https://www.litres.ru/book/garrett-patmen-serviss/vtoroy-potop-67969922/
Вся серия "Фантастика эпохи радия" здесь - https://www.litres.ru/series/udivitelnye-fantasticheskie-istorii-823324/?art_types=text_book
Засим прощаюсь, всем хороших выходных!