Работники уголовного розыска Беларуси и России 5 октября отмечают свой профессиональный праздник. Накануне этой даты корреспондент агентства «Минск-Новости» задал несколько вопросов Олегу Ковалю, который с 1990-х боролся с бандитизмом в Минске.
Олег Коваль — курсант школы милиции, 1992 год
Мифы и правда о 1990-х
— Существует определенный набор суждений, мол, Россию в лихие 1990-е заливало кровью, а в Беларуси в то время было спокойнее. В 1994 году преступности у нас крепко дали по башке, и с тех пор она находится в железном кулаке. Это так?
— Насчет Минска вы несколько лакируете реальность. И до и после 1994-го здесь существовали хорошо организованные бригады и целые группировки. Взять тот же Комаровский рынок. Его в первой половине 1990-х контролировало не столько государство, сколько бригада братьев Шелаевых, ОПГ Лосевских, ОПГ Поселковых. Многочисленные продавцы из киосков, палаток, лотков так или иначе платили бандитам.
— Когда во всей этой истории наступил реальный перелом?
— Пожалуй, в 1997 году. Тогда Президентом был инициирован декрет, позволявший нам, сотрудникам уголовного розыска, задерживать любых членов ОПГ на срок до 30 суток для проведения необходимой работы. Появилась возможность плотно взяться за авторитетов всех мастей, не обращая внимания на их адвокатов, связи и прочее.
— Олег Николаевич, читатели любят истории с непременным возмездием для преступников. Есть у вас такие?
— Разумеется. В 1997-м в квартире на улице Сурганова нашли труп женщины, которая успешно торговала шубами. Убили ее с особой жестокостью — нанесли более 40 ножевых ранений. Удалось выяснить, что помимо мехов из ее квартиры украли много золотых изделий. Затем у одного из скупщиков золота на улице М. Богдановича мы обнаружили похищенную у этой горожанки драгоценность. Ниточка потянулась дальше и привела нас в Барановичи. Там пришлось иметь дело с новыми скупщиками, которые в итоге навели на двоих убийц. Задерживали мы их с напарником, в адресе. Главарь получил высшую меру наказания, а его подельник, кажется, 18 лет строгого режима.
Фото носит иллюстративный характер
У нас, на районе
— Скажите, отличаются ли районы столицы с точки зрения сотрудника уголовного розыска?
— Конечно. В каждом из девяти районов города свои нюансы. Например, Заводской и его реперные точки — Шабаны, автозавод, улица Нестерова, Северный поселок — имели свою специфику. Во Фрунзенском наиболее проблемными участками на моей памяти были улицы Б. Берута, Чигладзе, Одоевского, Дунина-Марцинкевича — там совершенно другая история.
— Заводской в свое время считался самым криминальным, не так ли?
— Он наряду с Партизанским держал пальму первенства. И по сей день в этих двух районах преобладает рабочий класс. В нем, пусть на меня не обижаются достойные представители столичных заводов, попадались очень жестокие персонажи. А преступления в Советском или Первомайском, где живут преимущественно интеллигенция и военные, носили принципиально иной характер. В Советском, например, было много квартирных краж. Особенно «трещал» Зелёный Луг. Также можно долго рассказывать о Курасовщине с ее «интеграловскими пацанами» или ребятами с авиаремонтного. В Малиновке — сплошные переселенцы, и в этой среде попадались самые разные люди — как добропорядочные, так и наоборот.
— И что же в итоге?
— Все столичные районы в 1990-е образовывали собственный криминалитет, преподнося Минску своих преступных авторитетов. Сегодня картина преступности поменялась. Раньше ее формировали в основном разбои, грабежи, кражи, убийства. В наши дни злоумышленники нацелились на виртуальный мир.
По моим данным, около 70 % злодеяний, которые в настоящее время регистрируют по линии уголовного розыска, связаны с разными видами кибермошенничества. Так что уголовному розыску приходится подстраиваться и работать в принципиально новом мире, о котором еще 30 лет назад мы ничего не знали.
Справочно
Олег Коваль — полковник милиции в отставке. Уроженец Краснодарского края. После прохождения срочной службы на Дальнем Востоке в 1991-м принял решение поступить в Минскую среднюю специальную школу милиции (ныне Академия МВД). Дальнейшие жизнь и судьба связаны со столицей Беларуси. В Советском РУВД за несколько лет прошел путь от рядового опера до начальника районного уголовного розыска. В разные годы был начальником Фрунзенского и Первомайского РУВД, возглавлял криминальную милицию во Фрунзенском районе. Более трех лет руководил отделом по раскрытию разбойных нападений и грабежей ГУВД Мингорисполкома. Наряду с двумя белорусами, сотрудниками уголовного розыска, награжден редким орденом А. Ф. Кошко, учрежденным Российским общественным объединением ветеранов оперативных служб «Честь» за особые заслуги в деле уголовного сыска. В настоящее время председатель Советской районной организации ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск. Работает в специализированной службе охраны одной из коммерческих структур Минска.