Найти тему
Диванный воин

О фильме «20/22»

Вообще-то этот фильм нужно было посмотреть уже давно. Тем более, что его показывали 23 февраля по ТВ. Хорошо помню, как щелкал с грустью в тот день по каналам попал не него, уже где-то в середине (увидел какие-то «азовцы»* кого-то кошмарят), немного офигел от такого, даже подумал: «Дожил!» и тут же перещелкнул, чтобы не смотреть эту гадость.

Это я к тому, что таков эффект телевизора сегодня. Вырвав какие-то детали кино из контекста, вполне может сложиться негативное мнение о ... совершенно классном и важном сегодня фильме. Вчера мне удалось, посмотреть это КИНО спокойно, с чувством, с толком и расстановкой. Никто не мешал, поэтому вглядывался в каждый кадр.

Теперь немного о личном. Да, у меня с совершенно субъективный взгляд на эту картину. В 2016 году мне удалось попасть на Донбасс, в Донецк и Луганск в составе агитбригады, результатом этой поездки стала моя повесть «Добровольцы: смерть была рядом» (запрещенная к прочтению на АТ), но помимо этой повести я вывез из тогда еще непризнанной республики, много-много историй и личных свидетельств, которые просто не могли войти в мое произведение, но они были, витали в воздухе и рвались на бумагу и экран. Каково же было мое удивление, когда эти истории я увидел именно на экране в фильме «Солнцепек».

В 2023 году я снова попал в составе агитбригады на Донбасс, но на этот раз уже в Мариуполь, и снова у меня были личные впечатления, которые вылились у меня в целую серию публикаций в соцсетях, а также песни и фантастический рассказ "Перекрёсток". Но снова где-то за кадром оставались рассказы, впечатления, свидетельства очевидцев, которые никак не попали в мои личные воспоминания и рефлексии об увиденном, но они были... и снова представьте мое удивление, когда я их увидел в фильме «20/22». Это я и называю Магия кино.

Маленькая деталь. Мы жили в пансионате, который во время боев в Мариуполе занимал «Азов»* и консьержка, которая выдавала нам белье, и водитель автобуса, который возил нас на мероприятия, всего несколько месяцев до нас также были вынуждены обслуживать укронацистов. И когда мы спрашивали их о том, какие они. Мы видели в их глазах ужас и ненависть, но они не были поэтами или писателями и особо много не рассказывали. Просто говорили: «Звери».

Теперь, если меня спросят, как там было, я могу спокойно ответить: «Посмотрите фильм «Солнцепек» (как все начиналось) и «20/22» (как освобождали Мариуполь) и все поймете. Хотя, я не свидетель тех событий, а если можно так сказать, свидетель лишь «хвоста кометы». Повторюсь: видел только ужас и ненависть в глазах: жителей Донецка, Луганска и Мариуполя, через несколько месяцев после описываемых в фильмах событиях.

Немного о пропаганде в этом фильме. Признаюсь, посмотрев в этот фильм, я влюбился во всех его положительных героев: Даню, Алису, Бека, Шороха, Артема, Бреста. Даже хотел немедленно пересмотреть фильм еще раз, что со мной случилось за последние 20 лет первый раз. Особенно мне были понятны: Данила и Алиса, так как они учились в родном журфаке, и все что там происходило и происходит сейчас, откликается в моем сердце, как память о родном доме, который подарил мне путевку в жизнь.

Но отдельно я хочу сказать о герое по имени: Мишаня. И хочу сказать при этом отдельное спасибо режиссеру за этот образ. Образ самовлюбленного мальчика-мажора, который влюбился по-настоящему в девчонку и ради нее несмотря на то, что она выбрала другого, не начал совершать подлости, а пошел на жертвы и даже убийство. Это по силе воздействия на сознание, пожалуй, сравнимо с ролью Ланового, Варравы из фильма «Офицеры».

Я знаю многих молодых людей, которые «нетвойнизмом» испортили себе жизнь, и знаю, что брюзжание старпера по этому поводу их не убедят не заниматься глупостями, но теперь я им могу предложить снова же посмотреть фильм «20/22» и самим сделать выбор, что лучше драться с полицией или с фашистами?

Отдельное спасибо автору телеграм-каналу «Кризис драмы» за отзыв, который позволил мне не пропустить этот фильм.

*-запрещенная в России организация

Все фильмы легко доступны в соцсетях. Повесть «Добровольцы: смерть была рядом» и "Перекресток" есть на Литрес. Доступна также аудиоверсия.