Каждое новое течение в кинематографе создавалось, потому что было что сказать её создателям. Важные антивоенные, остро-социальные и просто авторские высказывания со своей позицией, где голос одного человека слышался из толпы, которая потерялась в этой жизни, но прислушавшись, вновь поняла, зачем она здесь. Все течения создавались из нужды быть услышанным, вопреки всем внешним факторам.
Ну, почти всегда...
Было время, когда Австралия являлась одной из самых интересных стран с точки зрения Кинематографа, но нельзя сказать, что она была успешной.
Скорее наоборот!
Все эти фильмы, сделанные в жанре "настолько плохо, что даже хорошо", создали целое течение "Австралийская Новая Волна", они были стилизованы под американские фильмы категории "Б". То есть, они эксплуатировали фильмы, которые эксплуатируют тот или иной жанр.
Но что это были за жанры? Какие сёрферные режиссёры катались по этой волне категории "Б"? каких принесла волна, прибив весь мусор к берегу, кто этот мусор подобрал и вдохновился им? И главное: а зачем это смотреть?
КАК ЗАРОДИЛОСЬ.
Бум на феминизм, антивоенное движение, митинги против обязательной воинской повинности, выход из ядерной гонки... Было слишком много событий в истории Австралии за короткий промежуток, но кинематографа среди всего этого не было. Молодым людям хотелось быть частью чего-то важного и интересного и почему бы этому не быть связанным с политикой, с другой стороны, иной раз хотелось время от времени получать удовольствие от жизни, а не стараться поменять её.
Кинематографа в Австралии по большей части просто не существовало и как это свойственно молодому организму, он стал подражать. Началось всё, разумеется, с запретов и кризиса. Австралийское кино переживало худшие свои дни тогда, когда оно видело лучшие ещё в немую эру.
И вот в один момент молодые режиссеры, которые насмотрелись американских фильмов, стали делать свои. Байкеры, эротика, фильмы ужасов, боевики, триллеры — все это умножалось в своей жанровости до пределов. Смотря эти фильмы, создаётся полная уверенность в том, что эти картины делались за копейки и на коленках. И всё это так, но самое смешное что эти коленки и копейки были от "Австралийской корпорации развития кинематографа". И хотя они не давали деньги на выпуск картин в широкий прокат, этим занимались сами кинематографисты, всё-таки забавно думать, что какой-то треш был спонсирован, грубо говоря, на деньги государства, пускай их хватало на условную неделю съёмочного дня.
Так вот об этих сёрферах и просто чумовых фильмах и пойдет речь.
Тим Бёрсталл.
"В каждом из нас есть немножечко Сторка"
Так гласит слоган фильма, про озабоченного долговязого хама.
Режиссёр Тим Бёрсталл был одним из первых, кто решил эксплуатировать эти низкие жанры, в данном случае — тупая молодёжная комедия. Он будет приверженцем следующей мысли: если на экране молодая девушка покажет голый торс, хоть какую-то аудиторию фильм заинтересует.
Ну, и эта теория, перешедшая в практику, успешно работала всю его (и не только его) фильмографию.
Можно подумать, что подобная жанровая жвачка привлекала только зрителей (причём не самых разборчивых), но лучше описать настроение Австралии того времени тем, что комедия "Сторк" получила несколько наград Австралийского института кино, включая награды за лучший художественный фильм, лучшего режиссера и лучшего актера. Как если бы "Американский Пирог", получил Оскар за Лучший фильм года. Следующий хит была сексуальная комедия "Элвин Пёрпл" (1973), которая на сей раз показывала не озабоченного в главной роли, а простого парня, вокруг которого озабочены все. Бёрсталл мог снимать только молодежные комедии? Его картину "Петерсон", видели за пределами континента и о ней очень лестно отзывался уже сам Стэнли Кубрик. Но кого это волнует, если зрителю хотелось более популистских проектов. "Либидо" или "Эндшпиль" выглядели более привлекательно и не только в кассовом плане... В боевике "Штурмовой Отряд Z" засветился молодой Мэл Гибсон.
Были и чистые драмы, которые претендовали на серьёзный киноязык, пытающийся заявить о рождении другого австралийского кинематографа, далёкого от подобных комедий. Например, "Дуэт Для Четверых". Но при этом, он не упустит возможность снять фильм в жанре эротического вестерн-боевика "Голая Земля".
Ричард Франклин.
Тим Бёрсталл озабочен эротикой? Самым известным и лучшим в этом жанре считался "Фантазм" Ричарда Франклина. Описание фильма с таким названием излишне... Достаточно лишь сказать, что это сборник эротических, а местами порнографических новелл, соединённых лекцией от сексолога. Это было настолько популярным фильмом, что Франклин долго не раздумывая, сделал сиквел.
Тогда в Австралии это было не зазорно и даже наоборот: не было ничего постыдного в том, чтобы зафиксировать красоту своего тела навечно. Именно так к этому относились девушки. С усилением феминизма, конечно, на это смотрели именно как на эксплуатацию или "сексплуатацию" — именно это слово и дало название подобному жанру, на который ходили с большим удовольствием. Но важно понимать, что речь идет, разумеется, не о широком прокате. Подобные фильмы показывались в drive-in опять же, феномен, пришедший из Америки: кинотеатры под открытым небом, где сидя в машине можно было смотреть фильмы.
Стоит упомянуть, что Ричард Франклин не был самоучкой и считается одним из первых, кто окончил школу кино. Он обучался в Университете Южной Калифорнии вместе с другими известными режиссерами: Джорджем Лукасом, Робертом Земекисом и Джоном Карпентером.
Он очень точно чувствует настроение зрителей, вернее их похоть и страсти, поэтому снимает ещё один хит и умудряется запихнуть в него драму, триллер, фантастику и элементы эротики одновременно, стараясь угодить абсолютно всем, но при этом он называется абсолютно просто, чтобы было легко запомнить любому "Патрик".
Фильм повествует о Патрике, который после убийства своих родителей попадает в необычную кому и лежит в ней с открытыми глазами, используя телекинез, чтобы убивать окружающих. Финал картины, который лучше не раскрывать, влюбил и одновременно напугал миллионы австралийцев одним только моментом...
Если кажется, что микса жанров и лютой сюжетной дичи недостаточно, то стоит узнать, что этот режиссёр снял сиквел "Психо". Да, хичкоковская кинолента, которая так и называется "Психо 2". Ричарда Франклина даже иногда называли австралийским Хичкоком. Два эти режиссёра оставались друзьями до смерти последнего. Картина не стала такой же гениальной, как приквел, но всё равно имела кассовый и даже критический успех.
Эксплуатационное семейное кино? Конечно, это возможно. Само название фильма "Плащ и кинжал" отсылает к жанру, популярному в 20-е и 30-е годы в Голливуде и по всему миру. Однако самым популярным проектом у Ричарда Франклина остаётся проект, где он выступил продюсером и какой же ещё это может быть проект у человека, снявшего Фантазм, если не "Голубая Лагуна"?
Саймон Уинсер.
И хотя Ричард Франклин снял сиквел "Психо", право называться австралийским Хичкоком имеет и Саймон Уинсер, который вошел в историю под этим титулом благодаря фильму "Снимок". Как если бы можно было соединить "Фотоувеличение" Антониони и "Коллекционера". Самая знаменитая и, можно сказать, культовая сцена как раз эпизод с комнатой, обклеенной одной и той же фотографии девушки. Будто бы Альфред Хичкок экранизировал "Коллекционера" Фаулза. Сцена знаменита ещё тем, что девушка чуть не сгорела во время съёмок...
Например, в фильме "Арлекин", он мог затрагивать самые щепетильные темы, не стесняясь откровенных кадров. И при этом всё равно делая это в жанровом ключе, совмещая остросоциальную и местами политическую драму с фэнтэзийным триллером.
Но больше всего австралийскому Хичкоку удавались вестерны.
Для многих зрителей они будут даже узнаваемы, хотя культовыми их назвать сложно. "Фар-Лэп" или "Лёгкая Кавалерия" смотрятся сейчас, как классика, но настоящую культовую популярность Уинсер обрёл уже в 90-х. "Джек-Молния" слишком часто крутили по ТВ, чтобы просто забыть этот проект со звездой "Крокодила Данди" и Кьюба Гудингом мл. А после "Харлея Дэвидсона и Ковбоя Мальборо" в принципе можно было бы ничего не снимать.
Однако этот период очень успешен для австралийского режиссёра.
"Одинокий Голубь" с Робертом Дюваллем, Томми Ли Джонсом и Дэнни Гловером в главных ролях взял Золотой Глобус как лучший мини-сериал.
Такой формат в принципе кажется комфортной средой для Саймона Уинсера ещё по той причине, что он начинал с них, но не утратил хватку и придавал некую чудинку в каждый вестерн, который он снимал. Именно его очень часто Джордж Лукас звал снимать эпизоды про молодого Индиану Джонса.
Дэвид Хеммингс.
Хеммингс вообще очень успешный фильммейкер. Когда он снял фильм "14" в 1973, он получил две награды на Берлинском Кинофестивале.
Но тут интересен скорее контраст между этим фильмом и картиной "Выживший", наверно самый интересный эксплуатационный жанр фильмов ужасов, соединяющий в себе и фильм-катастрофу. Он рассказывает о пилоте, который терпит крушение на своём самолёте с пассажирами. Он спасает целый город, пикируя в другом направлении, но самолет разбивается и единственный кто остается в живых, это сам пилот, которого мучают призраки трёхсот погибших пассажиров. Даже на уровне синопсиса это кажется гениальной идеей. Опять же, вполне Хичкоковской. Авторский фильм категории "Б", это про этот проект.
Но всё равно, всем это имя больше известно в титрах "Фотоувеличения" Антониони, потому что именно он сыграл там главную роль. Вероятно, поэтому неудивительно, что его фильмы несколько отличаются даже на уровне сюжета. Визуальная составляющая не исключение, если речь идёт не о жанровом кино. Ему доверились Дэвид Боуи и Марлен Дитрих, которая, казалось, покончила с актёрской карьерой, но именно "Прекрасный жиголо - несчастный жиголо", является её последним фильмом.
"Выживший" пример того, что у Австралии появился свой национальный кинематограф. Ну можно ли представить, что этот фильм и "Жигало", снял один человек? Дэвид Хэммингс прекрасно понимал в какой стране он находится и решил снять свойственный этому месту фильм. И не прогадал.
Филипп Мора.
"Бешеный Пёс Морган". Наверно, лучший фильм Филиппа Мора. Кровавый и беспощадный вестерн. Из всей этой подборки, этот фильм заслуживает внимания, не только потому что это просто интересный отрезок в истории кино, а по причине самого себя.
В главной роли после пятилетнего запоя, решил сняться Деннис Хоппер и сыграл он там потрясающе! Как можно было бы сыграть после похмелья. Фильм очень хорош и кажется, что все условности просто играют на стилистику фильма: плохая накладная борода на главном герое, монтажные переходы, транслирующие смысл, а не подробно раскрывающие актерский или сюжетный процесс, низкое качество изображения чуть ли не под камеру 16мм и так далее... Но именно это и создаёт особую атмосферу фильма, который можно смотреть в первую очередь и восхищаться им, особенно если любишь такой жанр, как вестерн.
Но, пожалуй, это режиссёр одного фильма, потому что другие напоминают фильмы категории "Б", сделанные в категории "Б" и только самые отъявленные фанаты этого жанра смогут найти там для себя нечто интересное и захватывающее.
Хотя уже в 80-е он переедет в США и даже умудриться пригласить Рутгера Хауэра на главную роль в фильме "Редкая Порода" 1984.
Брайан Тренчард-Смит.
Все фанатеют от Брюса Ли? Да вот вам пожалуйста, ещё более сексуальный, сильный и крутой в фильме "Человек из Гонконга" (1975). Один из первых фильмов-эксплуатаций про кунг-фу. Причём его могло бы и не быть! Режиссёр, поехал в Гонконг изначально, чтобы снять документальный фильм про Брюса Ли, но мастер боевых искусств скоропостижно скончался и режиссёр тут же поменял свои планы. Вместо документалки, он решил снять своего Брюса Ли. В каком-то смысле воскресить его.
Но Брайан Тренчард-Смит запомнился иначе по двум причинам. Первая, это Николь Кидман, снявшаяся в картине "Бандиты на велосипеде". Низкопробный фильм, заявившийся на условном австралийском Оскаре в четырех номинациях.
Вторая причина несколько иная. Поклонники "Бегущего Человека" или "Голодных Игр", или "Игры в кальмара", должны сказать спасибо дикому трешу в виде фильма "Охота на Индюшек".
Даже некоторые австралийские актёры и режиссёры этих же жанров говорили, что это какой-то перебор. Ужасный, грубый и жестокий фильм и даже сложно поверить в то, что он такой, и что он вообще существует. На примере этого фильма, можно увидеть, как австралийским режиссёрам было буквально всё равно на технику безопасности. Отношение австралийских режиссёров к актёрам и каскадёрам в одном лице было нещадно. Они пренебрегали правилам безопасности, не ограждали улицы, дороги, поджигали каскадёров, снимая их очень долго одним планом, бросали с огромной высоты, хорошо если в воду, хотя если внизу была вода, то падающий непременно должен быть подожженным. Аварии, падение с лошадей, мотоциклов, вертолетов, использование настоящих пуль вместо холостых... И, разумеется, все это не могло всегда кончаться хорошо... Почему так делали? Суть не только в отсутствии финансах на серьёзную подготовку, а скорее в безбашенности. Люди хотели создавать что-то мега крутое в визуальном плане и безумное. То, что было бы схоже с внутренним состоянием героев.
И это срабатывало еще как...
Джордж Миллер.
Наверно, самый известный австралийский фильм, который породил целую франшизу.
Трэшовый дизельпанк, в котором снялся самый удачный и бешенный вариант для безумности Макса в виде Мэла Гибсона, которому этот фильм и принёс славу. Джордж Миллер, возможно, самый известный австралийский режиссёр, который мог снимать что угодно и необязательно даже смотреть этот фильм, чтобы понять насколько безумен сам Джордж Миллер. Для этого можно просто посмотреть на фильмографию. Ну ведь сложно поверить, что "Безумного Макса" и фильм про поросенка "Бэйба" снял один и тот же человек.
А тем временем, Джордж Миллер — это явный пример отличного австралийского режиссёра, который вышел за рамки эксплуатационного кино. И хотя кажется, что этот треш никто смотреть не будет, надо сказать, поклонников у этого жанра было предостаточно и не самых последних в истории кино. Сложно не вдохновиться "Безумным Максом", когда его видело такое количество зрителей и при бюджете чуть меньше 400 австралийских долларов, картина собрала почти 100 миллионов долларов США...
Питер Уир.
Питер Уир, на равне с Джорджем Миллером, возможно, лучший австралийский режиссёр, который если по началу и смотрел в сторону своих коллег по трешу, то быстро забросил это дело. Коллеги отзывались о нем с цинизмом и пренебрежительно называли "интеллектуалом", а кто-то даже предателем... Ведь он и Джордж Миллер покинули родную Австралию отправившись в Голливуд.
А фильмы, тем временем, у него самые достойные и говорят сами за себя без лишних слов. Будь то ещё австралийский военный фильм "Галлиполи"; уже американская драма "Свидетель" с Харрисоном Фордом; вне времени, "интеллектуальный", уже классический фильм на все времена "Общество Мертвых Поэтов"; И наконец самый популярный "Шоу Трумэна" с Джимом Керри.
Хотя, конечно, большинство из его фильмов сняты уже в Америке.
Мусор на берегу.
Тим Бёрсталл начинал с молодёжных комедий, но мог снять такие ленты, как Петерсон или "Кенгуру", ставший участником Московского Кинофестиваля, и при этом режиссёр не превращался в сноба. Эротизм и простота в его фильмах были всегда. Он просто снимал фильмы и отчаянно хотел видеть кинематограф Австралии в пантеоне лучших, но как говорили коллеги, именно из-за незбыточности этой мечты, он скончался.
Ричард Франклин. Под конец жизни он преподавал в Школе кино и телевидения в Австралии до самой смерти. Никакого грандиозного успеха и громких премьер не было, хотя Квентин Тарантино называл "Дорожные Игры" его любимым австралийским фильмом.
Дэвид Хеммингс всё-таки больше, актёр нежели режиссёр. Да и сложно его относить хоть к какой-то стране и привязывать конкретно к австралийской волне. Но свой вклад категории "Б" этот космополит всё-таки внёс, что больше раскрывает это явление кинематографа Австралии, нежели самого Дэвида Хеммингса.
Брайан Тренчард-Смит снимет последний успешный телевизионный фильм "Сахара" в 1995, а после ему как будто забыли сказать, что время австралийской волны давно прошло, и он всё равно продолжит снимать сомнительные проекты, наплевав на время и контекст. Фильмы вроде "Тиранозавр Ацтеков" или четвёртая часть "Лепрекона" заполнят его фильмографию и ему на это будет глубоко наплевать, как и зрителям на эти картины.
Если кажется, что от Австралийской Волны не осталось ничего путного, то стоит вспомнить Саймона Уинсера, который будет не менее успешен, чем, скажем, Джордж Миллер, просто он найдёт себя в сериалах и вестернах ("Монти Уолш" 2003). Будет и удачный телевизионный проект "Раскаты Грома", где вестерн разворачивается в современных реалиях. Он займёт свою нишу и не будет хватать с неба звёзд, но режиссёры категории "Б", обычно за ними и не гонятся и уж точно не получают номинации на Золотой Глобус за мини-сериал "На Запад" уже, на секундочку, в нынешнем веке в 2007 году. Тем не менее, Саймон Уинсер вполне мог бы быть успешным в эпоху стримингов, но всё-таки он окончил карьеру в 2011 году.
Удачнее и популярнее Саймона Уинсера, пожалуй, будет только удивительный Джордж Миллер, достойный отдельных томов и видеоэссе. Легенда не только австралийского, но и мирового кинематографа, который попробует себя в анимации, мелодраме и комедии, не забывая, конечно, про истоки — и везде его киноязык будет уникальным, не похожим на предыдущие работы.
Питер Уир будто только своим месторождением будет связан с Австралией. Космополит, завсегдатый оскаровской гонки. Он будет снимать чисто зрелищные ("Хозяин Морей") или интеллектуальные блокбастеры, даруя миру классику, которую будут пересматривать и спустя ещё один век. И хотя на данный момент он в полном здравии, последний фильм снят почти 15 лет назад. И никаких намёков на новый во время вручения почётного Оскара за вклад в кинематограф, увы, не было.
Ну, а Филипп Мора, снял "Миссис Птеродактиль". И этот фильм можно считать олицетворением его фильмографии и в принципе всей Новой Австралийской Волны.
"Зелёные Земли". Пустыня.
Волна иссохла спустя чуть более десятилетия. Но что осталось после нее? Поколение 90-х выросло на тупых молодежных комедиях, но их зачатие было ещё в Австралии. Трюки и смелость каскадеров, вдохновляют и поражают по сей день. Своим главным приёмом "это настолько плохо, что просто отлично, а местами гениально", создало целое поколение таких кинорежиссёров, чьи фильмы снимались просто, чтобы словить кайф и получить удовольствие от них, без претензии на философию, хотя и тут есть свои исключения.
Если киноманы и нашли клад на берегах Австралии, то в лице Джорджа Миллера, Питера Уира, Саймон Уинсер, Тима Бёрсталла, Ричарда Франклина, но не стоит и забывать про актёров, выросших на этих фильмах или даже игравших в них: Николь Кидман, Джеффри Раш, Мэл Гибсон, Рассел Кроу, Хью Джекман, Кейт Бланшетт, Хит Леджер, Крис Хемсворт... Австралия вполне могла бы дать отпор Голливуду, но было слишком поздно создавать национальное кино во второй половине двадцатого века, к тому же основанного на тех же голливудских жанрах...
Тем не менее, эта волна яркое доказательство того, что не всегда кино должно задавать важные вопросы или выводить из экзистенциального тупика. Оно может, радовать, веселить, возбуждать, пугать, иногда поражать своей тупостью, что также не может не радовать, добавлять адреналина, которого в реальной жизни, может, не хватать. Позволять отдохнуть умом и душой, не думая о завтрашнем дне.
И из целой тонны подобных фильмов, хоть один найдет своего зрителя и для этого даже будет необязательно показывать голый торс. Жанров, которых можно эксплуатировать — масса, а значит и зритель найдётся...
_____________________________
А какой австралийский режиссёр любимый у Вас? А какой фильм? Пишите в комментариях и оставляйте австралийский лайки!
Всем добра и здоровья! Не забудьте подписаться!