В свое время советские специалисты провели детальное сравнение двух самоходных гаубиц: советской 152-мм 2С3М «Акация» и американской 155-мм M109, причем рассматривались обе модификации. Хотя машины были неисправны, одну из них удалось восстановить и испытать на Ржевском полигоне ГРАУ.
Исследователи тщательно изучили все системы и механизмы M109, выполнив 102 выстрела. Кроме того, отдельно изучались снаряды и заряды.
К достоинствам шасси M109 были отнесены:
- Малый вес: Благодаря широкому использованию легких сплавов, вес машины оказался небольшим.
- Гидромеханическая трансмиссия (ГМТ) со штурвальным управлением: Обеспечивала легкость управления.
- Модульная конструкция силового блока: Ускоряла монтаж и демонтаж.
- Большая жесткость корпуса: Корпус был выполнен из толстолистового проката из алюминиевого сплава, что придавало ему прочность.
- Наличие прохода из отделения управления в боевое отделение: Создавало комфортные условия для работы экипажа.
По сравнению с «Акацией», габариты силового блока M109 были меньше, а башня устанавливалась на погоне большего диаметра, что обеспечивало больше места для экипажа (командир, водитель, два наводчика и два заряжающих).
Однако у M109 были и недостатки:
- Максимальная дальность стрельбы: При длине ствола в 23 калибра, она уступала советской 2С3М (14 800 м против 17 300 м), но на максимальной дальности демонстрировала лучшую кучность.
- Минимальный угол возвышения: Максимальный угол возвышения у M109 был больше (74° против 60°), что обеспечивало лучшую минимальную дальность стрельбы (2600 м против 5800 м). Однако характеристики рассеивания были примерно в три раза хуже.
Кроме того, в конструкции взрывателей не были предусмотрены герметизирующие элементы, что требовало установки их в снаряды непосредственно перед стрельбой. Отсутствие предохранительных колпачков ограничивало применение в ливневый дождь.
Осколочно-фугасный снаряд М107 превосходил отечественный ОФ-540 по фугасному действию в 1,3 раза, но уступал снаряду 3ОФ25. По осколочному действию М107 оказался хуже обоих советских снарядов.
Броня M109 из алюминиевого сплава обеспечивала защиту от 7,62-мм бронебойно-зажигательной пули с дистанции 350 м, что было несколько хуже стальной бронезащиты «Акации».
Также отмечались малый возимый боезапас (28 выстрелов), отсутствие вращающегося пола и защиты от оружия массового поражения, а также размещение экипажа, не отвечающее советским требованиям безопасности.
В M109 не было механизации подачи и заряжания боеприпасов, а большое количество ручных операций при заряжании сводило скорострельность к двум выстрелам в минуту, вопреки рекламным данным о четырех. И это при экипаже из шести человек против четырех на 2С3М. Для заряжания требовалось приводить ствол на угол 7±1°. Наибольшие усилия заряжающего требовала операция укладки снаряда на лоток досылателя (подъем веса почти 44 кг на высоту 1,2 м).
В качестве дополнительного вооружения на M109 имелся пулемет калибра 12,7 мм, но без дистанционного управления.
По общему уровню тактико-технических характеристик базовую модель самоходной гаубицы M109 признали уступающей 2С3М. И это в то время, когда сотни самоходных гаубиц M109 выпуска 1960-х гг. еще находились на вооружении армий стран НАТО и других союзников США.