Педагогический стаж учителя физики фащёвской средней школы Надежды Трубниковой составляет без малого 48 лет. Трудно сказать, сколько учеников за этот период называли её своим любимым преподавателем, но таких явно очень много. Четверть века она отдала воспитанию детей в Северной Осетии, а последние 23 года живёт и работает в Липецкой области. Здесь по её педагогически стопам пошли дочка и внучка.
Отец и наставник
Перед глазами маленькой Нади с самого детства был пример отца – Петра Сладкова. Он ушёл на фронт в 1943 году молодым лейтенантом, сразу после военного училища. После возвращения с Великой Отечественной войны преподавал сначала физкультуру, а затем – русский язык и литературу. Обучение педагог, чей стаж в общей сложности составил 45 лет, проходил прямо во время работы. В специализированном вузе молодой учитель отучился заочно.
С фронта Пётр Сладков вернулся в 1946 году и сразу устроился в деревенскую школу физруком.
- Любовь к детям и педагогике, конечно, передалась мне от папы. И хотя по образованию он историк, но жизнь связала его с другими дисциплинами. Он был для меня идеалом учителя, директора и отца. Моё детство прошло в Северной Осетии, в селе Эльхотово: в тех краях статус учителя имел огромное значение, - вспоминает Надежда Петровна.
Она хорошо помнит, как папа брал её, маленькую, с собой на работу. Впервые это случилось в 1960-м году, она тогда ещё была дошколёнком, и что такое школа представляла плохо.
- Я ещё в детский садик ходила тогда, - рассказывает педагог. - Папа привёл меня в школу, завёл в свой кабинет – а там дети сидят, такие уже взрослые. Помню, что испугалась именно отца-учителя. Мне казалось, что сейчас он что-то у меня спросит перед всеми этими детьми, а я не буду знать, что ответить.
Пётр Сладков любую свободную минуту уделял детям – Надежде и её брату. Они вместе ходили на рыбалку, ездили на турслёты вместе с воспитанниками отца.
- Мы жили его жизнью, и это было настолько интересно! Хотя и мама с нами тоже много занималась – викторины проводили, географию изучали в занимательной форме. И хотя мама медик, но педагогическая аура отца, видимо, на всю семью влияла, - шутит Надежда Петровна.
Физкультура, литература… Физика!
Девочка подрастала, и педагогических интересов у неё становилось всё больше. Она присматривалась к разным специальностям, но остановилась на физике. Любимым предметом в школе у Надежды была физкультура.
- У меня была прекрасная учительница физики в школе. Мы её просто обожали. Это как раз тот случай, когда её пример оказался настолько сильным и цельным, что мне очень захотелось стать такой, как она. Хотя и литературу я тоже хорошо знала. Первое время даже раздумывала, пойти ли по стопам папы, или все же нашей молодой и искромётной преподавательницы физики? Выбрала, как видите, второе. После 11-го класса поступила в Северо-Осетинский государственный университет, получив специальность учителя физики, - вспоминает Надежда Трубникова.
Так год за годом трудилась Надежда Петровна в бесланской школе. И сама не заметила, как пролетели 25 лет. А незадолго до известной трагедии в Беслане в 2004 году, Надежда с сыном, он был младшим в семье, переехала жить в наш регион вслед за дочками, они уехали чуть раньше. В таких случаях говорят – судьба отвела. Надежда вполне могла попасть в центр тех страшных событий…
- В нашем доме жила учитель начальных классов, она погибла в тот день. Когда заварушка началась, она встала на четвереньки, чтобы ученики могли выпрыгнуть в окно. Так моя соседка спасла 10 мальчишек и девчонок. Я к чему это – учитель, это не только мел и доска, это ещё и поступки, которые к подвигам приравнять можно, - считает наша героиня.
Вторая в династии
Дочь Надежды Петровны Ольга Трубникова выбрала работу в дошкольном образовании. Уже 16 лет она работает воспитателем, а с некоторого времени и старшим воспитателем в детском саду села Фащёвка. По специальности Ольга психолог, обучалась в Санкт-Петербурге.
- Когда у нее родились и подросли свои дети, она привела их в детский сад. И узнала, что туда требуются воспитатели. Оля подумала и решила устроиться в садик на работу. Дочка любит свою профессию, её уважают дети и коллеги, ей всё удаётся. Без искренней привязанности к воспитанию подрастающего поколения хорошим воспитателем не стать. Она стала, чему я очень рада, - с гордостью за дочь говорит Надежда Петровна.
Кстати, дедушка Пётр Антонович успел передать любовь к обучению и воспитанию и внучке. Как и дочку Надю, Ольгу он тоже везде с собой брал и вкладывал в неё силы, любовь и знания.
Внучка Надежды Петровны Владислава тоже решила стать педагогом, пойдя по стопам прадеда, бабушки и тёти Оли.
- Владислава выбрала для себя другую стезю – иностранные языки, - говорит Надежда Трубникова. - Профильный у неё – английский. Она закончила Воронежский пединститут. Где будет работать и жить, пока не знаем. Дело молодое – пусть сама думает, а мы уж, если надо, поможем и подскажем.
Сравнивая несколько поколений детей, педагог делает взвешенный и мудрый вывод:
- Дети - в любом поколении дети. Плюсы и минусы есть всегда, но развитие общества продолжается, набирает обороты, и сегодня учащиеся схватывают все новое гораздо быстрее. Главное, чтобы знания ложились на крепкую базу, закреплялись в уме. Ну а для этого и нужны мы, учителя, - говорит Надежда Трубникова.