Найти тему
WarGonzo

КНДР – СТРАНА УЛЫБОК И ЧУДЕС. День шестой. Поклоняться народу, как небу

Как всегда, по субботам, проект @wargonzoya публикует тревел-дневник нашего автора Старого Шахтёра о Северной Корее, где он побывал этим летом. Читайте очередные страницы.

Предыдущая запись: День пятый. Как развлекаются в Северной Корее

– А в этих домах кто живёт? – мы едем по дороге вдоль канала реки Тэдон, на которой и раскинулся Пхеньян. Я приметил уютные дома в несколько этажей, квартиры которых подымались ступеньками над набережной. Очевидно, здесь должен жить привилегированный класс. В Москве бы цена за квадратный метр данного жилья зашкаливала бы.

– В этих домах живут простые, обычные люди, рабочие, учёные, интеллигенция, – отвечают мне. Воистину, я нахожусь в стране чудес.

Слово «чудеса» часто звучало на лекциях, которые мы прослушали утром. 

Например:

«КНДР – страна гордого народа, страна единодушной сплочённости с безраздельным господством идеологии, страна чудес!».

Программа строительства жилья является одной из приоритетных направлений внутренней государственной политики Северной Кореи.

«Благодаря партии создаются новые чудеса за декабрь 2023 года построено 44 новых структурных объектов», – говорил нам лектор.

Причём, квартиры строят не только в Пхеньяне, но и в провинции, в том числе и для крестьян. 

«Чтобы и в провинциях смеялись тоже, и их смех доносился от отдалённых земель до центра.» 

10 тысяч квартир сдаётся каждый год. Уже сложилась определённая традиция – корейцы, получившие квартиру в деревне, празднуя новоселье, звонят родственникам в городах. А мы тут квартиру получили, вот так вот! (Слово «бесплатно» тут опускается, оно неуместно – как же иначе ты можешь получить квартиру в КНДР?)

-2

Всё строительство ведётся под чутким руководством Партии и Председателя Государственных Дел, Великого Маршала Ким Чен Ына. Критерий оценки партийной работы и государственных органов – улыбки народа, они показывают насколько корейцы счастливы. Причём этот критерий прописан в официальных заявлениях. Вообще, язык всеразличных официальных коммюнике, государственных документов КНДР, включая даже законодательные, полон патетики и возвышенных метафорических оборотов. Мне, как филологу, понятно, что таким образом руководящие органы аппелируют к чувствам, к эмоциям, порой  в противовес рациональности, сухой логике и прагматизму. Эмоциональные слова возбуждают на великие свершения. Эмоции помогают приложить сверхусилия. А чудеса делаются только со сверхусилиями. Сверхусилия очень нужны в стране, которая уже десятки лет находится в режиме тотальной блокады и санкций со стороны внешнего мира. Чтобы выжить, страна находится в состоянии постоянной революции. Революция проходит в трёх направлениях: идеологическом, техническом и культурном – один из тезисов идей чучхе. Революция не заканчивается в одном поколении, а продолжается во всех поколениях и должна завершиться победоносно. По идее. 

«И автомашина, мчащаяся с большой скоростью, останавливается, если не снабжается дополнительным горючим. Подобно этому, и энтузиазм масс сразу остынет, если не воспламенится огоньком идеологической работы», – выписал я с прошедшей лекции.

Строительство счастливого будущего ведётся и с помощью конкуренции. Только не той, которая существует в западном мире. 

-3

«Без соревнования немыслимо развитие. Однако соревнование за существование в биологическом понимании основывается на правиле: «сильному суждено остаться в живых, слабому – умереть. А движение «догнать и перегнать, учиться у передовиков, обмениваться опытом» предполагает, что в обществе, в котором люди помогают друг другу и друг друга подтягивают, все вместе должны победить.»

«Один за всех, и все за одного» – это ещё один корейский лозунг, хорошо знакомый и понятный русскому человеку. 

Ким Чен Ын, как известно, знаком с западной жизнью, он некоторое время ездил на Запад, жил там, и видел, как люди живут. И когда он, после смерти своего отца, возглавил переданное ему по наследству государство, он по-видимому, поставил себе целью поднять уровень жизни корейского народа. Главный лозунг на сегодня, отражающий его генеральную стратегию – это «Народные массы превыше всего».

Под это его высказывание и подвели философы чучхе всю идеологическую базу, которую читают и нам, иностранцам. Философы чучхе тут же выявили преемственность, оказывается и Ким Ир Сен наказывал «Поклоняться народу, как небу». 

-4

Ким Чен Ын стал напрягать партийную номенклатуру и чиновников под свою генеральную линию. Следущий лектор, мужчина, рассказывал нам, что как-то в одной провинции замело дорогу, и чиновники, ночью, в мороз выгнали своих граждан её расчищать. Ким Чен Ын очень рассердился, узнав об этом, и приказал этим деятелям самим взять в руки инструменты и расчищать снег ночью, чтобы они на себе ощутили, каким страданиям они подвергли народ.

Вот это всякому народу понравится! Пусть высшие чины побегали и испытали хоть раз то, чему подвергают простых людей.

Надо быть ближе к народу, говорят у нас в России. И Ким Чен Ын указывал, чтобы партийные работники «плечом к плечу работали с массами, фамильярно (так и написано в конспектах – «фамильярно»!) с ними разговаривали, воспитывая их идеями и линией партии, личными примерами поднимали их на дела, <…> и сами безоговорочно исполняли их, если даже для этого тело разорвётся на десять, сто кусков». «Для осуществления планов партии взять на себя больше дел и бегать, бегать за делами до дыр на подошве обуви» – не устал и я выписывать патетические высказывания.

– Эти дома построили за 2 года, – добавляет сопровождающий. Ранее мы узнали, что сам он живёт на улице Учёных, эту  улицу можно узнать по самой высокой многоэтажке, на которой рисунок атома – электроны вращаются вокруг ядра. Квартиру получают, как я понял на работе. В очереди стоять не нужно. Девушки и юноши, живут с родителями, а когда женятся, им дают квартиру.

Мы едем осматривать ещё одну главную достопримечательность – монумент идей Чучхе в виде бетонного факела, который установлен на другом берегу от нашей гостиницы «Корё», но с высоты 21 этажа, куда нас поселили его хорошо видать. Ночью он светится в темноте. Как и подсветка на портретах вождей у ближайшего административного здания. 

-5

Высота стелы с факелом – 170 метров, она состоит из 18 ярусов. Перед ним стоит 33-тонный бронзовый памятник из трио – рабочий-крестьянка-интеллигент. Рабочий впереди, он держит молот, крестьянка справа, в её руках серп, и соответсвенно слева интеллигент, он сжимает в руках кисточку, которой рисуют иероглифы. Молот, серп и кисточка – официальные символы КНДР. Мне, как представителю интеллигенции, импонирует присутствие интеллигента, в России при рождении СССР с интеллигенцией не шибко считались, а тут нас не забыли. Поэтому и язык официальных коммюнике здесь очень художественный.

У входа в стелу и внутри каменные дощечки с надписями разных партийных и непартийных организаций со всего мира. Есть дощечки от наших соотечественников, от ЛДПР и от КПРФ. От КПРФ с ошибкой – слово «навеки»  («…вместе ТПК и КПРФ») пишется слитно.

-6

На лифте мы поднимаемся наверх на смотровую площадку. Причём поднимаемся долго. Смотровая площадка находится у подножия огня и с неё даётся круговой обзор. Напротив, через реку Дворец Учёбы, видна остроконечная пирамида Рюген, соответсвенно наша гостиница. Справа стадион Первого Мая, напомню, он самый большой в мире, на 120 тысяч. Корейцы любят быть первыми. Правда, у нас сложилось мнение, что он нечасто используется. 

За рекой находится западная часть Пхеньяна, она выглядит поинтересней. А с восточной стороны – чемоданы многоэтажек, жилая застройка, спальные районы. Но, как нам сказали, здесь множество больниц и поликлиник, а также институтов и учебных городков. В восточной части выделяется 80-этажный небоскрёб. Его построили за полтора года – тут опять вспоминается гостиница Рюген, почему её не открыли-то. Под небоскрёбом тот самый пивоварений завод «Тэдонган», продукции которого мы выпили уже немало с момента нашего приезда.

В восточной части находится и музей марок, куда нас повезли после. Марками не интересуюсь, но из можно и из них познать интересную информацию. Например, на одной из них изображён беспилотник – КНДР не отстаёт в гонке вооружений. На другой – корейский солдат в современном обмундировании, шлем, бронежилет, на шее бронированная горжетка, он запускает по рации ракеты, куда – догадаться несложно. Позади него ещё один боец с каким-то чудо-автоматом. Автомат трудно опознаваем, на нём оптика, тюнинг, все дела. Марки все различные, на разные тематику. Понятное дело, есть марки вождей, почивших и живого. Марки российско-корейской дружбы, космоса, природы, истории. Шахмат – на одной изображён чемпион мира в прошлом, а сейчас иноагент Гарри Каспаров, вот бы он удивился, если б узнал, что в КНДР выпустили марку с его изображением. Полно сувенирной продукции, помимо марок, всяких флажков, кукол, значков, календарей. На одном изображён корейских завод по производству смартфонов. Забыл упомянуть, что смартфоны в Пхеньяне широко распространены, они есть у каждого из сопровождающего нас лиц. Смартфон здесь не роскошь, а средства связи и развлечения – когда едешь видишь, как в соседнем трамвае половина пассажиров уткнулись в мобильные.

После посещения музея марок, программа не закончилась, местные товарищи пригласили нас в ресторан. Он находился недалеко от гостиницы, и нам позволили прогуляться до него, в сопровождении, конечно, пешком. Ресторан называется «Культура», ресторан приличный, тут уж точно непростые люди культурно отдыхают, и здесь можно рассчитываться долларами. Нас завели в комнату, и мы расселись возле круглого стола. Стол вертелся – тут принято заказывать порции не для себя, а для всех, чтобы все вертели стол, и пробовали все блюда. Пища острая, некоторые блюда без глотка Тэдонган есть невозможно. После того, как все наелись до отвала, принесли всем по тазику куксу – это такой холодный суп, который лучше всего готовят в Пхеньяне, даже южане это признают. Он состоит из холодного бульона, в котором свёрнут моток гречневой лапши. Сверху настругана редька, зелень и ветчина, рядом плавает половинка варёного яйца. Это всё нужно самому перемешать с добавлением по вкусу специями и горчицей. Но, как учил Ким Ир Сен, прежде надо вылить уксус, но не в бульон, а на гречневую лапшу. 

-9

Порция была огромная, съесть на полный желудок это было невозможно, и я подвергся «психологии пораженчества и капитулянтства, спасовал перед трудностями и препятствиями» и только попробовал эту «корейскую окрошку».

Как только мы вышли из ресторана, опять выключился свет.

Следующая запись: День седьмой. Северокорейский цирк и дети индиго

Старый Шахтёр специально для @wargonzoya