Я очень часто слышу, что вы старались, сделали резюме на пять листов, потратили на это наверное не один вечер, а в итоге ноль откликов и ни одного приглашения на собеседование.
Это, наверное, самая обидное, и в какой-то момент начинает казаться, что с вами что-то не так и вы не найдете хорошую работу.
Но штука в том, что хорошее резюме по вашему мнению и по мнению HR - это две разные вещи.
Меня зовут Елена Маршалова, я HR и карьерный консультант, и вы на канале для тех, кто ищет классную работу и хочет построить успешную карьеру.
В этой статье давайте разберем, что значит сильное классное резюме по версии рекрутеров, какие слова в резюме привлекают внимание, цепляют и повышают ваши шансы получить хорошее предложение.
Статья будет супер полезна, если вы планируете искать новую работу, поэтому сохраните ее, а еще подпишитесь на канал и поставьте колокольчик, так вы станете на шаг ближе к вашей работе мечты.
1. Хорошее резюме по мнению HR
Это краткое, конкретное и понятное резюме. Вроде кажется, что очевидно, но на деле уже на этом шаге у большинства людей, кто ищет работу, возникают сложности. Поэтому давайте разбирать.
Краткое резюме - это резюме не больше чем на полторы страницы. Не три, не пять, а полторы. Ну максимум две, но никак не больше. И я знаю, что подавляющее большинство людей считает "чем больше я напишу, чем подробнее опишу свой опыт, тем буду выглядеть более профессионально". Нет, друзья, это так не работает. Отбирая резюме, рекрутер смотрит на каждое не более семи секунд, он просто не будет тратить время на подробное изучение всего вашего опыта. Это будет важно потом, на собеседовании, на следующих этапах, но не когда вы откликаетесь на вакансию.
Если он сразу не видит вашу ценность для будущей компании, то ваше резюме идет в корзину.
Я еще не встречала резюме на пять листов, написанное конкретно и по делу. Как правило там много воды, переписанной из должностных обязанностей вроде непервоочередных задач (отчетов, проведения совещаний и тд), вводных оборотов, удлиняющих объем текста, излишних деталей вроде перечисления фирм-партнеров или используемого оборудования. В общем, нет человека, чей опыт нельзя уместить на полторы страницы, поэтому если у вас больше - нужно сокращать.
Понятное резюме - это когда он, во-первых, понимает все слова, а во-вторых, может легко проследить ваш карьерный путь, понять ваш круг обязанностей и достижения на каждом месте работы.
И отсюда логичный вывод, что в резюме не должно быть никаких сложных аббревиатур, названий, или узких терминов, которые понятны вам и вашему коллективу, но непонятны человеку со стороны. И дело не в том, что рекрутеры не разбираются, они еще как разбираются, дело в том, что опять же на ваше резюме у него есть несколько секунд.
Я бы не говорила об этом, если бы не встречала это так часто в резюме своих клиентов. Мне кажется, что люди, вставляя сложные слова и термины в свое резюме, опять же хотят выглядеть более профессионально, что они разбираются. Но в этом случае это работает против вас.
Проследить ваш опыт рекрутер также может, только если вы его конкретно описали. Если у вас есть четкие даты работы на каждом месте, четко описанные задачи списком или буллитами и блок с достижениями, какую ценность вы принесли на предыдущем месте.
Я порой встречаю формулировки "стандартная деятельность менеджера" или "выполнение должностных обязанностей". И честно говоря, ничего кроме мысли, что человек поленился даже составить свой по сути главный документ для поиска работы это не вызывает. И нет ощущения, что на работе он будет очень эффективен.
Поэтому еще раз - кратко, без сложных терминов, с четким описанием обязанностей и достижений.
2. Ключевые слова или зацепки
Представьте, что компания ищет руководителя отдела закупок. Сейчас расскажу вам на реальном примере.
В требованиях к должности указано:
- Опыт аналогичной работы от 5 лет
- Обязательный опыт работы с крупными иностранными компаниями
- Знание английского языка
- Умение работать с технической документацией, оформленной по российским и международным стандартам
- Опыт работы на основных электронных торговых площадках
И казалось бы, понятно, что если компания ищет такого человека, то вы должны быть таким человеком, и это должно читаться из вашего резюме.
Но человек думает:
"Так, про 5 лет я отдельно писать не буду, потому что это видео из период работы и рекрутер сможет посчитать.
Про торговые площадки писать не буду, потому что это очевидно, с ними сейчас все работают.
Про английский напишу, но свой уровень не знаю, поэтому просто напишу "английский язык".
Про иностранные компании тоже выделять не буду, вот тут между делом есть названия нескольких компаний на английском, с кем я работал, наверняка рекрутер из этой сферы и их знает.
А техническая документация - да, в резюме есть."
И что получаем: человек подходит под эту позицию, но знает об этом только он. Из его резюме это совершенно непонятно.
Во-первых, ничего высчитывать и вычитывать из вашего резюме рекрутер скорее всего не будет, если у него лежит еще 200 откликов. Во-вторых, то что очевидно вам, не очевидно другим. Поэтому ваша задача - найти в вакансии ключевые слова и указать их в вашем резюме максимально близко к тексту.
Когда человек сканирует резюме, он будет цепляться глазами за эти ключевые слова, и именно они будут привлекать его внимание.
Это как, пример, если вы купили красный мерседес, то вы будете на дороге то и дело цепляться за красные мерседесе. И даже будет казаться, что их стало сильно больше. Хотя на самом деле вы просто сфокусировались на них, потому что сами только что купили. Так и рекрутер - он фокусируется на вакансии, и очевидно, что и искать он будет по словам, которые написаны у него в вакансии.
Ключевые слова - это, кстати, не только описание опыта. Они могут содержаться и в описании задач, и в требованиях, и просто в примечаниях к вакансии. Это могут быть какие-то программы или системы, с которыми предстоит работать и нужно в них разбираться, какие-то конкретные поставщики, или стаж, или язык, или личностные качества. Но чаще всего это глаголы в описании будущего функционала.
Нельзя четко сказать, что вот это ключевое слово, а это нет. Они для каждой вакансии и компании свои.
Например, для юриста ключевыми словами в зависимости от его специализации могут быть: «гражданское право», «трудовое право», «налоговое право», «договорное право», «арбитражные суды», «инвестиционный договор», «вексельное законодательство», «государственные закупки» и др. Это те слова, которые рекрутер может вбивать в поиск, или которые могут быть указаны в автоматических системах скриннинга резюме, которые обычно используются в больших компаниях, куда на каждую вакансию приходит и 500 и 1000 откликов, и которые обработать руками просто невозможно.
Поэтому я всегда говорю, что резюме пишется не просто абстрактно, а под конкретную вакансию. И если вам понравилось две вакансии, и они отличаются по требованиям или задачам, то у вас должно быть два резюме - одно вы отправите в первую, второе - во вторую. И только так это работает.
И когда я провожу консультации, где мы аудируем и редактируем ваше резюме, я всегда до консультации прошу прислать не только само резюме, но и 2-3 интересные вам вакансии.
Кстати, если вам тоже нужна профессиональная помощь с подготовкой резюме, и взгляд, так сказать, со стороны, то мои контакты я оставила в описании канала вы можете мне написать в Телеграм и мы сделаем вам сильное цепляющее резюме, с которым вы найдете классную работу.
3. Описание ваших личных качеств и блока "о себе"
Я знаю, что все любят заполнять этот блок, хотя на мой взгляд он совершенно лишний в резюме и вместо него надо фокусироваться на саммари, которое идет в начале резюме.
Но если вы хотите заполнять блок о себе, то хотя бы не пишите "командный игрок", "клиентоориентированный", "лидерские качества" или "работоспособность". Мир уже и так перенасыщен командными игроками, и эти слова уже настолько замылены, что ничего не вызывают, кроме улыбки в глазах рекрутеров. Если вы хотите подчеркнуть какие-то личные качества, то делайте это через описание ваших достижений и какие-то конкретные примеры.
Например, вы лидировали какой-то проект, требующий вовлечение разных департаментов компании, и он принес прибыль +15%, или что вы организовали мероприятие на 500 человек за 2 дня, или получили корпоративную награду "Сотрудник года". Из таких примеров и так видны все нужные качества лучше, чем если вы напишете "ответственный, инициативный, позитивный".
Ваша задача, опять же, понять, какой человек нужен компании и найти в вашем опыте релевантные примеры, которые всё скажут за вас.
Друзья, спасибо, что дочитали до конца. Я надеюсь, что статья была полезна и помогла вам задуматься и что-то исправить в вашем резюме, сделать его более цепляющим взгляд.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте колокольчик. Если у вас есть вопросы, пишите в комментариях, я на все комментарии стараюсь отвечать.
И подписывайтесь на мой Телеграм канал, ссылку на него я оставила в описании этого канала - там мы в ежедневном формате обсуждаем карьерные вопросы.
Напомню, что вы можете записаться на индивидуальную карьерную консультацию, если у вас любые вопросы от составления резюме до желания сменить профессию, если вам нужна профессиональная помощь, напишите мне, в Телеграм или через сайт (ссылка в описании).
Я желаю вам найти классную работу!