Мы с вами уже очень много говорили о симптоматике. Пришла пора поговорить о том, что скрывается за этой симптоматикой. И лучше всего разобраться на примерах реальных кейсов. С согласия моих клиентов я буду делиться их историями. Для конфиденциальности некоторые данные будут изменены.
Перед нами женщина, лет 35, панические атаки 3 года. Очень эрудированная, все знает, как лечить. Только вот не проходят и все.
Разумеется, знает она все, только вот нюанс в ее охранительном поведение сохраняется. Ей жутко остаться одной. Живет с мамой, мужем и трехлетним ребенком.
Самое страшное для нее остаться одной с ребенком. А вдруг что-то ужасное случится, и она не справиться? А ребенок останется без присмотра. Что за ужасная она мать?
Куда-то выйди из дома одной для нее тоже полный ужас – а вдруг панические атаки? А вдруг голова закружится? А вдруг упадет в обморок? Кто же ей поможет?
Как мы работали?
1. Коррекция симптоматики
Можно сколько угодно работать с личностью и все будет безрезультатно. Поэтому в первую очередь мы с ней начали коррекцию с симптоматики.
Она все прекрасно понимала в теории, но на практике не делала. А также западали аспекты информирования и адаптивных ответов.
Касаемо информирования – разобрались, как работают панические атаки конкретно у нее, разобрались с работой нервной системы, как она функционируют, почему возникают те или иные симптомы.
Дальше мы начали диспутировать ее страх упасть в обморок. В анамнезе у нее действительно были обмороки. Только вот с паническими атаками они были никак не связаны. Обмороки возникали на фоне недоедания и анемии. Сейчас же ситуация совсем иная – данное осознание дало значительное спокойствие.
Когда восприятие панической атаки нормализовалось, мы перешли к работе с экспозицией. Выходить куда-то было страшно, начали приближаться по чуть-чуть к ощущениям. Мы имитировали симптомы реальной панической атаки с помощью упражнений – кружились на кресле, приседали, дышали через соломинку и т.д.
По итогу ее тревога значительно снизилась.
Дальше перешли к этапу столкновения с реальностью. Так сложилось, что муж уехал в командировку, а мама на это время ушла в магазин. Клиентка осталась абсолютно одно и ее накрыло. Она удивилась, что на самом деле она может справляться с паническими атаками самостоятельно.
Данный опыт дал ей уверенности двигаться дальше. Мы начали охватывать все больше и больше территорий самостоятельно и в конечном итоге количество панических атак с 3 в неделю снизилось до 1 в месяц. А тяжесть самой панической атаки была незначительной.
2. Работа с личностью
Как вы думаете, почему она вышла в невроз? Почему начали панические атаки? Внимательные могли заметить, что ей крайне тяжело оставаться одной.
У нее был дефицит в собственной силе. Она привыкла полагаться на других людей, но никогда не на себя. Ей страшно быть одной, ведь она маленькая беспомощная девочка, которая ни с чем справиться не может. Как же ей выживать в этом мире?
Мы начали разбирать ее способ жить эту жизнь. Себя она считала крайне несамостоятельной. Чувствовала свою беспомощность перед бытовыми проблемами, перед решением крупных вопросов. А вдруг не получится и случится кошмар?
Еще бы она чувствовала свою уверенность, когда ей с детства внушали, что она криворукая, никчемная, ничего сама не может. Отец был критикующий. Вместо поддержки он только унижал.
Так и сформировалось представление о себе как о дефективной, неправильной, беспомощной, не умеющей.
«Если я сама жить эту жизнь не могу, мне нужен кто-то, кто будет давать мне эту опору.» Тревога возникала каждый раз, когда муж уезжал в командировки надолго.
Но почему невроз случился 3 года назад? Родился ребенок. И нет, причина не в ребенке. Сама по себе беременность и роды – сильное испытание для женщины. Многие мамы чувствуют истощение.
А вот на это истощение накладывается сам невроз. Наша героиня осталась одна на один со своей проблемой. Мама говорит – беременность не болезнь, сама справишься. Муж занимается зарабатыванием денег.
Только представьте как она себя в этом чувствовала. У нее представление о себе как о беспомощности, а тут ее бросают самые близкие люди одну с ребенком, с которым ей сложно справиться.
У нее рождаются претензии к близким: «а что это вы мне не помогаете?» Только вот сказать их нельзя, как-то некрасиво злится, предъявлять что-то, ведь ребенка она сама хотела. Как она может просить помощи? А если откажут? Она переполнена сильным напряжением.
Как вы думаете, почему она испугалась обмороков? Упасть в обморок – метафора потерять опору в жизни. Сразу оговорю – это работает не везде, но в ее случае это было так.
В своем положение клиентка чувствовала себя крайне неустойчиво, как будто она заложница.
Основная работа заключалась в том, чтобы дорастить ее личность. Делали мы это с помощью поведенческих экспериментов.
У нее есть представление о себе как о беспомощной – мы начали пробовать справляться самостоятельно. Опыт преодоление панических атак был уже воодушевляющий, что мотивировала ее пробовать новое.
Я предложила ей попробовать пожить самостоятельно. Благо ситуация позволяла – муж в командировке, мама собиралась.
Ей было страшно. У нее сразу возникало в голове множество «а вдруг». Мы начали делать декатастрофизацию. Сначала выписали все возможные проблемы, с которыми она может столкнуться: сломается кран, проводка закоротит, соседи затопят и т.д. Затем начали оценивать насколько страхи реалистичны, а также прописывать план действий. В общем она была готова на все 100%.
И да, план декатастрофизации был не лишним. По случайному истечению обстоятельств действительно трубу сорвало и ей пришлось самостоятельно решать проблему. Сначала она запаниковала, но затем собралась, перекрыла воду и вызвала мастера. Данный опыт дал ей понять, что она может опираться на себя. Она может решать свои проблемы.
Также мы разбирали систему отношений, которая у нее сформировалась. Это помогло ей критично отнестись к тому, что ей внушал отец и посмотреть на ситуацию со стороны. Она проявила сочувствие к своей детской части и наконец-то встала на свою сторону, вместо привычных ей самообвинений.
Мы завершили работу на том, что она вышла на работу. Ей было тревожно пробовать, старые способы реагирования периодически пробивались. Тогда я предложила ей провести эксперимент. Записать свои ожидания и сравнить их с реальностью.
Клиентка думала, что работать ей будет крайне тяжело, она не справится с работой, ее будут критиковать и в конечном итоге уволят.
Мы также провели декатастрофизацию, оценили самый ужасный исход выхода на работу и как с ним можно справиться, и она пошла действовать.
Что же оказалось в реальности? В реальности ей действительно было сложно первое время, она не понимала, что делать, но со временем втянулась в работу. Сейчас она испытывает удовольствие от своей работы и рада, что все-таки пошла.
Тут возникли определенные сложности с планированием сессий, работа стала регулярной и найти время для консультаций было сложно. Результат терапии ее полностью устроил, разумеется, многое еще можно было сделать, но на этом мы остановились.
Перешли на бустреные (поддерживающие) сессии раз в месяц.
Какие результаты?
Панические атаки полностью прошли. Тревожность снизилась до приемлемого уровня – с ней вполне можно справиться, а также она помогает адаптироваться. Увеличилась опора на себя – спокойно остается дома одна, самостоятельно решает возникающие проблемы, а также устроилась на работу и имеет свои деньги. Появилась уверенность в себе, в своих силах.
Также мы добавили яркость к жизни. В период материнства засела дома, и ее жизнь стала пустой. Разнообразили встречами с друзьями, уходом за собой, посещением мероприятий, а также не забыли про время для себя и своего удовольствия.
Как вам кейс? Что думаете? Делать ли еще разборы?
Чтобы не пропустить новые полезные материалы, подпишитесь на мой канал - https://t.me/psyvlaur
Если вы столкнулись с тревожностью, приглашаю вас на консультацию - http://viktorialuar.tilda.ws/