В рамках проводимых обучений на допуск «Управление скважиной при ГНВП» по стандарту Ассоциации Нефтегазовый кластер для слушателей 3го уровня в этом году был введен дополнительный элемент итоговой аттестации - расчет листа глушения. Оценивается он по принципу - зачет/незачет и допуском к успешной аттестации является правильный расчет 5 основных показателей, которые исключительно важны при глушении скважин (максимально допустимая плотность бурового раствора, MAASP, плотность жидкости глушения, начальное и конечное давление циркуляции). На расчет слушателям дается 1,5 часа, чего вполне достаточно, на мой взгляд, поскольку согласно международным стандартам на это отводилось 15 минут и слушатель еще имел право на 5 дополнительных минут на расчет. Сегодня я расскажу о том, каким образом наш центр справляется с проблемами, которые «породил» данный инструмент оценивания.
Начнем с того, что я считаю умение правильно заполнять и использовать этот документ принципиально важным для представителей инженерных должностей в бурении - буровых мастеров, технологов, инженеров, супервайзеров. Поэтому сам экзамен в этом направлении был ожидаем и справедливо добавлен в процедуру итоговой аттестации.
Естественно, что его появление встретило сопротивление со стороны слушателей (еще бы, «заставляют козлы этакие учиться, вот было время - зашел купил «корку» задним числом и все обучен…» и подобное ко-ко-ко). Тут без обид к всем не сдающим и гундящим, но в данном случае это естественный отбор - важно понимать, что если не хочешь подстраиваться под изменения, то под тебя отрасль уж точно подстраиваться не будет. Не нравятся новые правила - двигай в профсоюз расстроенных неучей и возглавляй митинг в защиту неумеющих считать.
Но нельзя отрицать, что появление данного экзамена вызвало ряд сложностей и рисков, с которыми нашему центру пришлось столкнуться и придумать профилактические меры для улучшения подготовки слушателей.
- Неумение округлять. В листе глушения есть три типа округлений - по математике, в большую и в меньшую сторону. И для многих «специалистов» в бурении это темный лес. Хотя я все-таки считаю, что это просто банальная лень и нежелание разбираться. То самое сопротивление изменениям, мать его. Хотя тут сказываются и все купленные экзамены в университете и споры в школе с Марьванной о том, что «мне ваша математика никогда в жизни не пригодится». Но, как бы то ни было, проблему нужно решать и мы с этой целью разработали отдельный модуль, который даем в первый день обучения. Мы рассказываем об округлениях и их правилах, а также на время обучения даем слушателям памятки с этими правилами, чтобы они могли всегда к ним обращаться.
- Отсутствие навыков расчета листа глушения. Современные технологии (эксель, например, будь он неладен) несколько расхолодили буровиков. Фактически у каждого мастера на компьютере имеется форма листа глушения с уже внесенными формулами, куда нужно только подставить числа исходных и, вуаля, все готово. Каково же удивление этих суровых мужчин, когда им дают калькулятор, форму листа глушения с напутствием «Считай». Паника, истерика, слюни, слезы, сопли, агрессия… И плевать, что лист глушения, как документ, создан для максимального удобства - там все формулы написаны, бери и ваяй…. Но для многих это прям-таки непосильная задача. Поэтому, чтобы нивелировать выплески желчи и слез мы проводим в первый день полный расчет листа глушения «на доске», чтобы люди с преподавателем «ручками» прошли все этапы расчета и победили этого неведомого и невиданного доселе зверя.
- А поскольку «повторение - мать учения мы специально ввели перечень задний для расчета листа глушения, которые выдаются в качестве домашнего задания, а потом проверяются в классе.
- Еще важный момент. Как элемент итоговой аттестации, лист глушения заполняется в электронном виде. Но учим мы считать людей «на бумаге». Это создает небольшую подмену понятий на экзамене. Кроме того, работа с электронным интерфейсом очень часто дезориентирует людей и они начинают путать ячейки и понапрасну стрессовать. В связи с этим, мы ввели в обиход следующий алгоритм: слушателю выдается планшет и бланк листа глушения - он списывает исходные данные с планшета на «бумагу» - считает, проверяет - вносит результаты расчета в электронный интерфейс. Опыт подсказывает, что такая «схема» позволяет снизить риск случайных ошибок «по недосмотру».
- Но имеется еще один фактор, который «дезориентирует» людей - то, что электронный интерфейс листа глушения они видят лишь на экзамене. А тут надо понимать - бумага это бумага, а ее интерпретация на электронном планшете - нечто другое. К сожалению, Нефтегазовый кластер не дает возможности всем слушателям проводить претестинги, следовательно, видят они своего «врага» в лицо только на экзамене. А это также риск дополнительного стресса и допуска ошибок. Чтобы совладать с этим, мы с коллегами разработали скорм-пакет, который при загрузке открывается в виде листа глушения в бликом к тому виду, что они встретят на экзамене. Регулярные тренировки в этой системе позволяют им отработать навык, описанный в п.4 (планшет-бумага— планшет) и отточить скорость работы перед итоговой аттестацией. Ниже приведен общий вид листа глушения в «бумажной» форме и его электронная интерпретация.
Если резюмировать, то листу глушения в итоговой аттестации быть и это вызов, на который должны отвечать слушатели с достоинством. В остальном, надо отдавать себе отчет в том, что любые нововведения в системе аттестации требуют от преподавателей использования новых педагогических инициатив и креативных решений.
С уважением, Тот самый Епихин