11 октября состоялся один из самых успешных прорывов из Вяземского "котла", который сформировался за несколько дней до этого. Происходил этот прорыв к северу-северо-западу от Вязьмы на участке дороги на Холм-Жирковский между современной деревней Мартюхи и Спасо-Богородицким монастырем, который возводится здесь в наши дни.
Вот только куда был совершен этот прорыв - для меня загадка. Ведь, как помнит внимательный читатель, уже накануне немцы заняли Сычевку, что к северу в направлении на Тверь. Также уже был занят Гжатск / Гагарин, что к востоку. Видимо, выйдя из Вяземского котла, нашим частям предстоял еще долгий путь на восток к местам сосредоточения советских войск на разных участках обороны Москвы. В частности, в биографии генерала Болдина указывается, что окончательно он вышел из окружения лишь к 5 ноября 1941 года.
На одном из сайтов я нашел информацию, что танки и несколько разрозненных подразделений пересекли дорогу на Холм-Жирковский и двинулись в направлении урочища Маслово. Но там опять-таки даже дорог нет на карте с приличным приближением.
В общей сложности из окружения под Вязьмой смогли выйти около 85 тыс. чел. Общая же численность армий к моменту окружения описывается числом до 1 млн. чел.
Вечером же 11 октября в районе Мценска состоялся еще один знаменитый бой танковой бригады М.Е. Катукова с немецкими танками. Мценск, конечно, в любом случае был оставлен, однако танкам противника был нанесен значительный урон. 50 танков Катукова на несколько дней серьезно затормозили продвижение немцев из Орла в направлении на Тулу через Мценск.
В наступлении на Калинин немецкие части заняли город Зубцов. Он лежит на середине пути между Вязьмой и Тверью. Темпы продвижения на этом участке были очень высокими. Ведь от Сычевки, что еще в Смоленской области (этот город был занят накануне) до Зубцова почти 50 км. И они были пройдены за 1 день.
Город известен еще с начала XIII века. Он много раз переходил от княжества к княжеству, пока в 1485 году не оказался окончательно под властью Москвы. Это был важнейший пункт Вышневолоцкой водной системы. А затем город становится центром льноводства.
Во время войны город был практически полностью разрушен. А вот после войны здесь построят целый комплекс гидротехнических сооружений - так называемая Вазузская система (река здесь - Вазуза, которая в пределах города впадает в Волгу). Из сформировавшегося водохранилища снабжалась водой Москва. Причем питьевой водой, а не водой для каких-нибудь технических нужд. И это уже железнодорожная и автомобильная трасса Москва-Рига.
А вот тоже место в виде панорамы:
Ну а на юге немецкие части планомерно продвигались в направлении Харькова. В этот день была оставлена одна из самых знаменитых железнодорожных станций этого района - Лозовая. Есть повод еще раз полюбоваться вокзалом:
А Павлоград - это уже Днепропетровская область:
Двигаясь таким широким фронтом, немцы постоянно заставляли гадать наших военачальников, где последует новый мощный удар. Ведь мог быть с юга обойден Харьков, а мог быть нанесен и прямой удар на Донецк.
Спасибо, что следите за каналом. До встречи на новых публикациях!