Найти тему
Tale-teller Sid

Юрист важнее программиста? Настоящий "АД" российского геймдева

Оглавление

Очередная статья-крик души, которая уже давненько напрашивается. Недавно напоролся на довольно интригующую новость в нашем сегменте Интерната, связанную с нашим же геймдевом и очень захотелось ее досканально проанализировать и обсудить с аудиторией. Я имею образование и практику в двух несовместимых, казалось бы, ипостасях - юриспруденции и в сфере IT (как инженер и как программист). Поэтому имею полное даже моральное право обсуждать эти темы более детально и развернуто. Но все же очень хотелось бы услышать и ваше мнение на этот счет. Скорее всего эта статья будет присутствовать и в подборке новостей канала и в подборке Ru-Dev.

Суть проблемы

Начнем непосредственно с той новости, которая меня зацепила. Создатели RTS "Передний край" студия Cats Who Play, известные своими проектами "Сирия: Русская буря", "Terminator - Dark Fate - Defiance", решили таки сотрудничать с государством, что весьма приятно и похвально. Вообще говоря - опыт сотрудничества с государством непосредственно надо внедрять повсеместно. Тем более "Кошки" еще в своем "Сирийском" проекте действительно сильно популяризировали исторические аспекты, также увековечив в коде игры наших героев, самоотверженно отдавших свои жизни при выполнении своего долга при защите САР от бандитов. Вместе с тем, во время такого сотрудничества, студия получила весьма неоднозначный опыт, о котором решила рассказать. И об этом действительно надо говорить и говорить много, если мы хотим что-то изменить и получить действительно конкурентную отрасль во всех смыслах этого слова!

-2

Итак, весьма легендарный и уважаемый мной человек российской игровой индустрии Виталий Шутов, являющийся творческим директором студии Cats Who Play, рассказал, почему в России юрист может оказаться для игровой студии более важным человеком нежели программист, который непосредственно работает над игрой:

«Мы наконец таки отчитались перед государством и "закрыли" контракт по проекту "Передний Край"! И могу честно сказать, учитывая что у нас нет даже штатного бухгалтера, это был тот ещё АД. Вообще сам проект мы выпустили еще в марте, в мае уже выполнили необходимые показатели KPI, как он был принят игроками думаю все сами видят. А вот дальше началась "сдача проекта", которая в общем то закончилась только сегодня [октябрь 2024 г.] сожрав тонну времени и нервов. Абсолютно искренне признателен финансистам ИРИ которые на последней стадии активно включились в процесс и помогали всё довести до ума, совместными усилиями гештальт всё таки был закрыт!
Так что если кто-то в будущем собирается работать с государством, имейте в виду, хороший бухгалтер/финансист и юрист для вашей разработки будут значительно важнее чем хороший программист и художник. Если вы думаете что достаточно просто сделать хороший проект и выполнить KPI и этого будет достаточно, то нет, совсем нет, для государства абсолютно пофиг отзывы игроков, правильно оформленные траты и заполненные формы отчётности значительно важнее.
Так что честно скажу, если у вас есть хоть малейший шанс работать без государства - лучше работайте без государства. Но если всё же других возможностей нет - не думайте что это прям запредельно. Берите с нас пример, всё можно преодолеть, тем более как я уже писал выше у нас даже штатного бухгалтера не было и тем не менее этот путь удалось пройти от начала и до конца!
Так что всем спасибо (ИРИ вообще супер молодцы!!!) и с чистой совестью прямо с завтра будем думать что и как дальше!».
Сирия: Русская Буря стала первым по-настоящему успешным проектом студии
Сирия: Русская Буря стала первым по-настоящему успешным проектом студии

Свои слова Виталий изложил также "агентам" IXBT и приведены они в качестве выдержки как раз прямиком из одной статьи оттуда. Я ничего в его цитате не менял и не вклеивал. Весьма интересные Шутов, человек с гига- (не побоюсь этого слова) опытом, изложил. Давайте разбираться.

Terminator - Dark Fate - Defiance тоже является продуктом "Кошек". Весьма годная игра, кстати!
Terminator - Dark Fate - Defiance тоже является продуктом "Кошек". Весьма годная игра, кстати!

Анализ проблемы

Итак, о чем же нам поведал Виталий Шутов? "Передний край" действительно довольно интересная игрушка о современном конфликте армии РФ с неким противником, да еще и многопользовательская. Один из немногих действительно стоящих проектов на платформе VK Play. Теперь мы узнаем, что проект этот финансировало государство (видимо субсидия), что также похвально и очень даже здорово! Что же не так? Виталий жалуется на то, что были проблемы с документальным оформлением отчетности. Ведь действительно - если вас субсидирует государство на создание чего-либо, то будьте добры отчитаться за это "чего-либо" с приложением фактически указывающих на затраты документов. Грубо говоря, если вам выделяют бюджетные бабки, то осваивать вы их должны не налево-направо, а действительно целенаправленно, с пониманием того, что в дедлайн вам придется нести полный ответ за каждый рубль. И тут же всплывает, что у такой, уже казалось бы именитой студии, нет бухгалтера (!). Штаа? Ребят... ну я все понимаю. Бывает такое, что бухгалтерии нет во многих фирмах и роль бухгалтера исполняет человек, который не состоит в этой должности но имеет специальное образование в этом профиле. Но совсем не иметь человека с такими навыками под боком это уже дополнительно ставит огромное число вопросов. А как в студии начисляется заработная плата? А кто учитывает балансы, поступления, расходы и пр.? А кто следит за уплатой налогов и вообще уплачиваются ли они? Слишком много "албанских" вопросов для студии, которая успела себя зарекомендовать.

-5

Я конечно не в курсах за весь игрострой и не видел тех договоров на субсидирование, которые были подписаны у студии. Но могу с уверенностью сказать, что показатель KPI это точно не про государственные институты. И дело не в том, что "никто не знает там, что такое этот KPI". Уверяю - все всё знают. Просто врятли в каком-либо ведомстве ставили такие условия контракта, при которых студия должна показать КПД равный, допустим, 40% от некой нормы показателей, которые им определили. Скорее всего субсидия была предоставлена на основании некого проведения работ и оказания услуг и определялась как "выполнено" и "не выполнено". Но индексы KPI в государственных контрактах... это что-то новое (лично для меня, по крайней мере).

-6

По итогу Шутову пришлось подключить к процессу оформления всех отчетных документов финансистов ИРИ (Институт развития Интернета). ИРИ, хоть и выглядят несколько архаично и неказисто во всех схемах поддержки государством наших разработчиков, но свое дело делают на ура и по сути являются аналогом "Центра поддержки экспорта", центра "Мой бизнес", только для разработчиков компьютерных игр из России. Т.е. они действительно оказывают посильную поддержку, когда начинаются затруднения. Не за бесплатно, скорее всего, но весьма демократично.
Было дело, когда у меня лично и у компаний, где я работаю возникла необходимость получить поддержку по вопросам экспорта и специалисты вышеназванных центров действительно очень сильно помогли и ассистировали в процесса подготовки документов, отчетов на всех стадиях рабочего процесса, за что им я также крайне благодарен. Но хочу отметить, что подобные специалисты нужны там, где действительно нет опыта и своих спецов, чтобы решать эти проблемы своими силами. А это дополнительно указывает, что в студии Шутова видимо кроме программистов, наверное, и нет никаких персон, поддерживающих рабочий процесс и жизнедеятельность организации.

-7

Далее Виталий выдает "хороший бухгалтер/финансист и юрист для вашей разработки будут значительно важнее чем хороший программист и художник". Эммм... что? И опять идут какие-то байки про KPI (которого для государства априори не существует), отзывы игроков (уж тем более на которые государству откровенно плевать). И в конце вывод о том, что оформление отчетов по тратам это будет самым важным. Черт побери! А ты как хотел? Иногда такая детская наивность просто умиляет... но сейчас она действительно переходит пределы глупости. Да у какого бы государства ты не занимал денег на свой проект, у тебя потребуют отчетности, что эти деньги были потрачены именно на то, на что тебе их давали. И для этого не достаточно предоставить в виде "отчета" скриншот страницы игры ы Steam с восторженными отзывами игроков! Проверяющие органы требуют официальных счетов, чеков, отчетов, сведений о выполненных работах и услугах, оценочные статистики и прочее и прочее, что действительно играет большую роль в цепочке проверочных мероприятий.

-8

Виталий также агитирует студии и разработчиков работать без государства там, где это возможно и брать пример с них, если кто-то чего-то вдруг боится. А я бы сказал, что их пример весьма негативен! Прийти в "высокие кабинеты" (образно), просить денег на проект и при этом не быть готовым к полному циклу выполнения возложенных на себя обязательств? Это не сильно и положительно - это глупо и недальновидно. С государством надо сотрудничать. Тем более, что сейчас нет каких-то кабальных контрактов, которые требуют обязательного продвижения в продуктах определенных тезисов, нет серьезных ограничений, потому что отрасль только начинает зарождаться. Не стоит думать, что за рубежом все делается иначе. Та же ARMA в свое время работала как симулятор для тренировок армейских подразделений и ее выход (в начальной форме) спонсировало именно государство! И я уверен, что разработчики отчитывались куда более серьезно за этот продукт и сроки уголовного заточения в случае невыполнения требований контракта, висели куда более реальные, нежели в нашем случае.

А вот "Власть Закона" - продолжение легендарной пошаговой RPG тактики еще со времен MistLand так и не вышла из Steam Greenlight. Обидно (
А вот "Власть Закона" - продолжение легендарной пошаговой RPG тактики еще со времен MistLand так и не вышла из Steam Greenlight. Обидно (

Результат

Что имеем в сухом остатке? Студия Cats Who Play с Виталием Шутовым наперевес, решила попробовать примкнуть к государственной "кормушке" и отведать субсидиарной поддержки. При этом никто в студии, от мала до велика, не подумал и не озаботился над тем, как они будут потом отчитываться за то как и куда потратили выделенные средства. И это еще одна странность. Вообще при заключении любого госконтракта или получении субсидии сразу оговариваются условия отчетности и даются формы документов или ссылки на них, которые будут использоваться в случае возникновения различных ситуаций - от приостановления работ и форс-мажоров до итоговой сдачи проекта. Очевидно, получив вожделенное, все радостно бросились все это тратить туда-сюда. При чем, скорее всего зачастую не так как то было рассчитано, иначе таких проблем с отчетностью бы не возникало. Вот так "стрекоза пропела все лето", как вдруг - дедлайн. А на дедлайне оказалось, что на той собственно стороне рассчитывали, что имеют дело с людьми умными и образованными и юридическим лицом, которое само себя обеспечивает кадрами и уж точно сможет справиться с подобной задачей. А оказалось, что студия не только не помышляла отчитаться перед государством понятным ему способом, но и еще оказалась совершенно не готовой к такому виду деятельности. А потом еще и навалило фекалий на вентилятор, выдав вывод о том что "лучше с государством не сотрудничать". Такое себе, конечно...

Итог

По итогу могу сказать, что Виталий Шутов не прав. При чем не прав колоссально. Программисты в студии важны - это наравне с дизайнерами, художниками и прочими рабочими руками, самые важные люди студии. Но... это не значит, что надо фатально не заботиться о том, как студия будет жить. Любому юридическому лицу нужны и бухгалтера и юристы и кадровики в зависимости от необходимости. Благо сейчас имеется куча вариантов привлечения народа для работы на разных условиях и далеко необязательно держать такую свору персонала на огромном окладе в то время, когда в них нет нужды. Существуют и сдельные условия оплаты труда и договора ГПХ, в конце то концов. Можно даже в виде договора услуг привлечь каких-нибудь специалистов на выполнение четко определенной работы. То что у Шутова и студии в целом вопрос разрешился через привлечение ИРИ, это очень даже хорошо. Во всяком случае ИРИ показали, что могут не только брать и существовать в сторонке, потребляя проценты с субсидий, но и непосредственно участвовать в процессе.

-10

В общем, товарищи разработчики - будьте чуть более ответственны и все будет хорошо. И не стоит думать, что только тут все плохо настолько, что вот невозможно прям жить, работать и творить - везде всё весьма относительно! Думайте головой наперед и будет всем нам счастье! Добра всем!