10-летний план «Путешествия» — так назвал Жуковский, учитель будущего Александра Второго, воспитание наследника. Как все в России, план воспитания наследника утверждается отцом — государем (Николаем Первым) . И Николай начинает пристально следить за его осуществлением, порой весьма жестко поправляя воспитателя.
Царь потребовал у Жуковского, чтобы наследника воспитывали в окружении сверстников. Выбраны были двое мальчиков — дети придворных — Александр Паткуль и Иосиф Вильегорский.
Жуковский, к радости отца, составляет беспощадное расписание занятий этой троицы.
- Подъем в шесть утра.
- Уже в семь наследник обязан был сидеть в классе вместе с двумя товарищами.
- Пять часов до полудня идут занятия. Никто, даже государь, не имеет права входить в святая святых — классную комнату во время занятий.
- В полдень — два часа на прогулку. Жуковский и три его ученика выходят из дворца и идут пешком по Петербургу. Здесь, на улице, занятия продолжаются. Одетый в военный мундирчик мальчик обязан «внимательно обозревать встречающиеся по дороге общественные здания, учебные и научные учреждения, промышленные заведения и прочие примечательности». И беседовать о них с воспитателем. «Учись с детства читать книгу, которая должна принадлежать тебе по рождению. Книга эта — Россия» (Жуковский).
- Час на обед и с трех часов до пяти — опять занятия.
- Час на отдых и вот уже мальчики переодеваются для спортивных игр.
- С семи до восьми у них гимнастика и подвижные игры.
- Ужин в десять часов после «нравоучительной беседы с родителями».
- После ужина — молитва и сон.
Вот список предметов, которым учили в России 13-летнего наследника: история, русский, математика, физика, философия, геология, законоведение, французский, английский, немецкий и польский языки, рисование, музыка, гимнастика, плавание, фехтование, танцы, военные науки, токарное дело и прочее и прочее.
#Радзинский #деньучителя
Для вас, ценители культуры и истории! Авторские вечера Эдварда Радзинского:
Нижний Новгород, 28 ноября, Кремлевский концертный зал
Санкт-Петербург, 20 января, Концертный зал «Колизей»
Москва, 14, 22 ноября и 10 и 20 декабря, ЦДЛ
Подробнее на сайте https://radzinskiy.com
Лучшие умы России преподают науки наследнику.
Граф Сперанский будет преподавать ему юриспруденцию. Государь не боится прежнего вольномыслия графа. Он знает, как благотворно подействовала ссылка на прежнего свободолюбца, и его участие в суде над декабристами это доказало. Сперанский учит наследника незыблемости самодержавия: «Нет такой власти на земле, ни в границах, ни за границами империи, которая могла бы положить конец верховной власти российского монарха. Этой власти служат все законы империи».
По воскресеньям вместе с другими детьми придворных — Сашей Адлербергом, Павлом Барановым, Шуваловыми — он участвует в молодецких забавах, которые так ценит воинственный папа.
На верхней площадке у Большого дворца стоит императрица. Рядом с ней — мраморный столик с детскими призами. Отсюда, с площадки Большого дворца, открывается вид на водяную феерию — на знаменитый Большой каскад петергофских фонтанов. 64 фонтана выбрасывают в небо мощные струи воды. Вода струится по мраморным ступеням… Сверкают бронзовые статуи античных богов.
В самом низу каскада, у фонтана «Самсон», император выстроил мальчиков. И по команде Николая вся орава бросается вверх — мальчики бегут по скользким ступеням сквозь бьющие ледяные струи воды. Тысяча шагов сквозь водяной занавес. Пощады нет! Все хотят быть первыми.
Счастливых мокрых участников награждает императрица конфетами и книгами. Главный приз — благосклонная улыбка императора… Но сегодня она достается тезке наследника, ловкому Саше Адлербергу. Сын министра двора прибежал первым. И отец стыдит Сашу — сын императора должен быть всегда первым. Наследник престола должен нести свое великое бремя.
Обычный мальчик может порой полениться, быть капризным и непослушным. И это позволяется его соученикам-сверстникам. Но не ему.
Огромный, величественный император постоянно объясняет сыну: «Ты должен всегда помнить: только всей своей жизнью ты можешь искупить подаренное тебе Господом происхождение».
И все это время наследник обязан вести дневник, где аккуратно должен сам записывать все свои прегрешения.
«К.К. (воспитатель Карл Карлович Мердер) в продолжение дня был мною доволен», — отчитывается в понедельник восьмилетний наследник.
Однако во вторник 12-го января у наследника большие неприятности, о которых должен написать: «Учился не совсем хорошо. К.К. не совсем доволен: дразнил сестрицу Марию Николаевну и кончил писать без приказания».
Добрейший Жуковский любит его и прощает ему многое.
Но есть и другой воспитатель — Карл Мердер, посвящающий Сашу в тайны военного дела. Мердер тоже любит Сашу, но — к радости лучшего из отцов — беспощадно преследует все, что может помешать ему стать истинным воином. Мердера пугает яростная вспыльчивость наследника, но еще больше — странная меланхолия, которая порой повергает его в абсолютное бездействие. И очень тревожит постоянная слезливость Саши, так не идущая истинному воину.
Теперь маленький наследник обязан записывать в дневник (который так внимательно читает лучший из отцов) отдельно об этих прегрешениях.
30-го марта. «Дурно писал и плачу без причины».
1-го апреля. «Учился хорошо. Ударил себя прикладом и было заплакал».
Александр и вправду обожает плакать. И когда строгий Мердер умрет, шестнадцатилетний Саша уткнется головой в подушки дивана, и долго никто не сможет остановить поток его слез.
Эти слезы — подарок любимого воспитателя Жуковского. Сентиментальный поэт часто плачет. Плачет от восторга, читая Шиллера, от непослушания воспитанника, от воспоминаний о неудачной любви. Поэт принес эти частые слезы из прошлого века.
В XVIII веке в России было модно быть чувствительным.