Найти в Дзене
"Липецкая газета"

Химическое кафе «Кислинка» ждёт каждого липецкого восьмиклассника

Светлана Уткина в 2024 году во второй раз стала обладательницей федеральной премии лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности
Светлана Уткина в 2024 году во второй раз стала обладательницей федеральной премии лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности

Влюбить в химию с первого урока — такую установку даёт себе Светлана Анатольевна Уткина.

Химия — последний новый предмет в среднем звене. К началу её изучения многие школьники уже определяются со своими интересами. Поэтому учителю химии требуется приложить немало усилий, чтобы увлечь детей своими уроками. Светлане Уткиной, работающей в липецкой школе № 20, удаётся не просто захватить внимание ребят рассказами о свойствах веществ, но и «переманить» к себе из других наук.

Так, Дмитрий Кузнецов, 3 года подряд становившийся победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады, а также серебряным призёром Международной Менделеевской олимпиады по химии, поначалу и не планировал углублённо изучать этот предмет. Он увлекался литературой, занимался в художест­венной школе. Но Светлана Анатольевна на первом же уроке разглядела в нём склонность к её любимой науке и смогла его замотивировать. Дмитрий, как и другие ребята, занимавшиеся под её руководством, поступил на химфак МГУ. Эти талантливые выпускники продолжают исследовательскую работу уже в выбранных вузах, научные статьи некоторых из них сегодня печатают в известных международных журналах.

Ежегодно в списке стобалльников региона по результатам ЕГЭ есть и ученики Уткиной. В этом году максимум по химии получили Анна Третьяк и Анастасия Сотникова, на 1 балл от них отстала Кира Гревцева. А в 2021 году среди выпускников 20-й школы было 2 стобалльника и трое ребят, получивших по 99 баллов!

Неудивительно, что Светлана Анатольевна в 2024 году стала обладательницей федеральной премии лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности на территории Липецкой области. К слову, такую награду она получает уже во второй раз.

Влюбить с первого урока

Как удаётся держать такую планку? У Светланы Анатольевны секретов нет.

— Самое главное — любить детей, свою профессию и сам предмет, — говорит она. — Если лишь стоять у доски и объяснять новую тему, успеха не жди. Каждый урок — это всегда сотрудничество. Важно увлечь ребёнка, чтобы ему самому хотелось открывать для себя что-то новое. Не боюсь ставить высокие цели перед каждым учеником и убеж­даю его в том, что у него всё получится, если только поверит в себя!

Но детей нужно заинтересовать. Влюбить в химию с первого урока — такую установку даёт себе Светлана Анатольевна. На этом занятии она обязательно задаёт нестандартные вопросы, берёт на заметку тех, кто способен предложить свои ответы. Многие из этих ребят в дальнейшем идут в профильный класс, где благодаря сотрудничеству с педагогом создаётся особая доверительная атмосфера. Увлечённые школьники работают не ради отметок, а на результат. Им настолько комфортно на уроках Светланы Анатольевны, что, даже отсутствуя в школе по болезни, они обязательно присоединяются к классу по видео­связи, чтобы ничего не пропустить.

Кафе «Кислинка»

Ещё один из педагогических приёмов учителя химии — удивлять ребят на каждом уроке. Положительные эмоции обеспечены, а значит, интерес к предмету возрастёт. Так, занятие в виде химического кафе «Кислинка» стало уже традиционным для каждого нового 8-го класса. Оно вдохновляет ребят настолько, что они даже пишут стихи и посвящают своей наставнице. К слову, одно из любимых выражений, которое Светлана Анатольевна претворяет в жизнь, так и звучит: «Химия — это так романтично!».

На уроке, посвящённом кислотам, педагог воссоздаёт атмо­сферу кафе, где можно отведать фрукты, в которых есть разные виды химических соединений. Светлана Анатольевна вдруг начинает говорить по-английски, изображая иностранного посетителя. Готовясь к занятию, она дополнительно консультируется с учителем иностранных языков, чтобы отработать произношение. Однажды после такого урока она узнала, что в классе была подгруппа, изучающая не английский, а немецкий язык. Но и эти ребята усвоили материал — так мастерски умеет донести информацию Светлана Анатольевна.

Неудивительно, что прош­лый выпускной профильный класс Светланы Уткиной показал блестящие результаты: около 60 % сдали ЕГЭ на 90 и более баллов. А школа № 20, не без весомого вклада учителя химии, по итогам прошлого учебного года заняла 1-е место в регионе по числу старшеклассников, поступивших в ведущие вузы страны.

Её «Дневник»

Несколько лет назад Светлана Уткина создала авторскую программу по выявлению одарённых детей «Формула успеха» и работе с ними. Каждый год педагог обновляет данные включённого в неё «Дневника успеха», который позволяет каждому выстроить свою дорожную карту.

На начальном этапе детям интересны предметные конкурсы и олимпиады с подробными характеристиками и возможностями, которые открываются победителям. Большой раздел посвящён спискам литературы и тематических сайтов, работе «Кванториума», «Стратегии», «Сириуса» — всему тому, что позволит лучше подготовиться к этим испытаниям. Есть и Доска почёта — внушительный список школьников, уже добившихся серьёзных успехов.

В авторском «Дневнике» ребята найдут и ответы на вопросы, зачем сдавать химию и где она пригодится. Светлана Анатольевна составила список профессий и вузов, в которые можно поступить по каждому из направлений. Таким образом, увлечённый химией ученик уже видит конкретную цель, а наставник помогает идти к ней.

Вдохновляют успехи учеников

«Я прикасаюсь к будущему, я учитель» — эти слова американского педагога Кристы Маколифф Светлана Уткина считает своим кредо. Профессию в своё время она выбрала по примеру мамы и 2 её сестёр, трудившихся учителями. Однажды под напором семьи сменила работу, но, несмотря на комфортные условия и более высокую зарплату, не чувствовала себя на своём месте. И вернулась в школу, где с тех пор отработала 30 лет. Сегодня она уже делится знаниями с детьми своих выпускников.

Влюблённую в своё дело Светлану Анатольевну часто спрашивают, как ей удаётся избежать профессионального выгорания.

— Мне посчастливилось работать с талантливыми детьми, — говорит она. — Сначала я зажигала эти звёздочки, а сегодня уже их успехи заряжают меня двигаться дальше.

Источник вдохновения педагог также находит в обмене опытом с коллегами со всей России и, конечно, в обратной связи от детей. В начале школьного курса она любя называет ребят «несмышлёнышами», которым только предстоит познать новую для них науку.

И все дети своим трудом приближают важный для всех момент, когда наставник вслух признает, что пора избавляться от приставки «не» в этом слове.

А на заключительном уроке перед Последним звонком Светлана Уткина дарит каждому ученику тематическую открытку собственной работы с индивидуальными наставлениями. Дети в свою очередь оставляют слова благодарности. Когда что-то в работе идёт не так, Светлана Анатольевна перечитывает стопки этих отзывов и, вдохновлённая, вновь с улыбкой идёт в класс заряжать на изучение химии уже других учеников.