Примерно года 1,5 назад, когда я только пришла в мир корейских мюзиклов, я уже выпускала статью "Моцартомания", где лишь немного прошлась по мюзиклу "Моцарт!", а вот теперь мне удалось посмотреть это уникальное произведение в записи с двумя превосходными корейскими Моцартами, а это лишь значит то, что я гораздо лучше погрузилась в сюжет, переосмыслила его, и теперь все мои впечатления так и просятся наружу. Даже если кто-то из вас помнит номера из других моих статей, порадую, что есть то, что я вам не показывала и эти номера тоже весьма впечатляющие. Присоединяетесь со мной к путешествию по мюзиклу мировой известности, пронизанным драматизмом и духом бунтарства!
Итак, мюзикл "Моцарт!", написанный Михаэлем Кунце и Сильвестром Леваем, был впервые поставлен в Австрии в 1999 году. По данным 2020 года, он был сыгран более чем 2 200 раз 2,4 миллионам зрителей, в том числе в таких странах, как Германия, Япония, Швеция, Голландия и, конечно же, Корея, где премьера состоялась в 2010-м.
Когда-то давно на раннем этапе своей любви к мюзиклам, я смотрела австрийскую версию мюзикла "Моцарт!" 2015 года с голладцем Удо Кауперсом в главной роли, но по сравнению с французскими постановками, к которым я питала особую любовь, мне эта история не особо запомнилась. Со временем, став фанаткой DBSK/TVXQ и JYJ, мне понравилась интерпретация Моцарта а исполнении Джунсу. И, наконец, когда мне удалось заполучить запись мюзикла 2020 года с великолепным Пак Кан Хëном, при помощи его поклонницы, а затем я сама нашла запись с заветным Джунсу, то поняла, что пришло время пересмотреть тот самый оригинал и взглянуть уже другими глазами.
Вы знаете, до некоторых мюзиклов нужно дорасти и сейчас я могу сказать, что он мне понравился больше, чем много лет тому назад. Но если в случае с "Элизабет", оригинал и корейская адаптация одинаково вызвали у меня восторг, то в случае с мюзиклом "Моцарт!", реализация корейцев, на мой взгляд, оказалась удачнее австрийцев. И всё это благодаря высокому вокальному уровню актеров играющих Моцарта, в котором вы вскоре убедитесь (не в обиду фанатам Удо Кауперса).
Постановщики корейского мюзикла порой идеально подбирали актёров, имеющих за плечами личную драму, схожую с Моцартом, заставляя их на сцене выворачивать душу наизнанку. Тем самым не оставляя сомнений в том, насколько глубоко были прочувствованы каждая строка и каждая нота. Да, эта постановка требует огромного эмоционального напряжения и её реализация завораживает.
Кроме того, мюзикл всегда был известен жестким отбором на роль Моцарта, так как требовался высокий вокальный уровень, широкий вокальный диапазон и способность точно передать эмоции Моцарта. А теперь давайте взглянем на них (конечно, не на всех, но моих самых любимых).
И если вы помните, то я всегда начинаю свои статьи по мюзиклам с Ким Джунсу (он несомненная звезда и айдол, которого знают все), но в этот раз я нарушу эту традицию, поэтому встречайте сейчас самого отчаянного и опустошенного Моцарта Пак Кан Хëна, который покорил многих своей вокальной стабильностью и передачей образа.
Пак Кан Хëн. Безысходность и опустошение
Пак Кан Хëн - один из самых универсальных, на мой взгляд, вокалистов и актёров мюзиклов с безграничными возможностями. За несколько лет до "Моцарта" он только начал появляться в крупных мюзиклах и его знали прежде всего как Гуинплена из "Человек, который смеётся". "Моцарт!" стал новой планкой для актёра-самородка, который в юности всего лишь ходил попеть в караоке. Он беспокоился справится ли с этой ролью, так как во время работы с Пак Хё Шином (тоже играл Гуинплена в "Человек, который смеётся" и Моцарта в 2014 году) тот отметил, что роль Моцарта была самой сложной в его карьере.
Тем не менее, в 2020-м Кан Хëн наравне с "ветеранами" Ким Джунсу и Пак Ын Тэ вступил в ряды "Моцартов" и показал уверенное выступление, не уступив в навыках старшим и более опытным коллегам. Редко бывает, что создатели мюзиклов рекламируют новые лица, но Пак Кан Хëн оказался тем самым исключением, попав в промо со своей отчаянной и эмоционально сбалансированной "I can't escape my destiny".
Источник (ссылка): YouTube
Теперь, когда я посмотрела полную версию мюзикла с ним в роли Моцарта, я лишь только убедилась в правильности своих впечатлений от Пак Кан Хëна - его выражение внутренней безысходности и опустошения одно из самых впечатляющих и близких мне.
Так или иначе, я думаю, вы заметили, что на сцене с Моцартом всегда присутствует маленький мальчик в таком же камзоле, как и он сам. По задумке создателей этот персонаж - Амадей - альтер-эго Моцарта. Вольфганг и Амадей - основа внутреннего конфликта гениального композитора. Амадей был счастлив только тогда, когда писал музыку и не хотел, чтобы Вольфганг любил кого-либо или что-либо, кроме музыки, что делало этого персонажа ужасающим.
В свою очередь, Вольфганг не желал быть гением, но одновременно жил музыкой и был несчастлив без неё. Это зародило в Вольфганге страх перед маленьким одержимым музыкой Амадеем, что можно увидеть по ходу повествования в мюзикле.
Другой конфликт - отношения отцов и детей, который раскрывается в номере "Why can't you love me", когда Моцарт пытается найти свой собственный путь в жизни, не совпадающий с видением отца. Отцу Моцарта больно отпускать своего ребёнка в большой и опасный мир, где им может воспользоваться кто угодно, а Вольфганг не может вырваться из замкнутого круга, где он любит отца всем сердцем и испытывает боль от недопонимания. И снова Пак Кан Хëн поражает и пробирает меня до мурашек.
Источник (ссылка): YouTube
И другой не менее интересный сюжетный виток - конфликт архиепископа Колоредо с Моцартом, в котором первый хочет укротить и усмирить гения, а второй - жаждет свободы и не хочет быть смиренным музыкальным конвейером для аристократа. Чтобы увидеть своими глазами столкновение бунтаря и благородного князя рекомендую посмотреть номер ниже. Такого Кан Хëна вы ещё не видели.
Источник (ссылка): YouTube
Укрощение, как вы догадались, не удалось, так как Моцарт смело стоял на своей свободе, а мы продолжим знакомиться с другими бунтарями.
Пак Хё Шин. От наивности до гнева и безумства
Для Пак Хё Шина, имеющего репутацию одного из самых сильных вокалистов Кореи, роль Моцарта была особенно прочувствованной. Он был объявлен на эту роль вскоре после того, как сыграл Тода в фееричном мюзикле "Элизабет" в 2013 году. В тот момент балладный певец отгремел со своим большим хитом "Wild Flower", а его личные обстоятельства были до боли похожи на жизнь Моцарта. Все совпало и сложился пазл, как бы печально это ни звучало. Пак Хё Шин, как и Моцарт, заплатил сполна за свой талант и встречал людей, которые хотели использовать его и обрезать крылья. Бередить душу не буду, просто если не читали о его тернистом пути, то оставлю эту ссылку:
Решение сыграть Моцарта певцу далось нелегко, потому что в отличие от Тода, это была главная роль и нужно было всё время вести за собой зрителя, но Хё Шин твердо заявил:
Я хотел бросить себе вызов и побороть страх
Тем более, после "Элизабет" сомнения о том, что Хё Шин сможет адаптировать свою уникальную вокальную подачу под мюзиклы, развеялись, а в "Моцарте" он показал работу над голосом и явный прогресс в актерской игре. Перед зрителями стоял не балладный певец, а самый настоящий актёр мюзиклов, который планирует развиваться в этой сфере.
В день премьеры мюзикла "Моцарт!" в 2014 году после выхода на поклон, к Хё Шину подошёл лично создатель оригинального мюзикла Сильвестр Левай, сказав: "Хё Шин, я люблю тебя", таким образом высказав поддержку его воплощению гениального композитора.
Многие единогласно соглашаются, что Хё Шин действительно выделяется из всех Моцартов своей причудливостью и незаурядностью, а для меня ещё и особой эмоциональностью. В "I can't avoid my destiny" он буквально прошелся эмоциями по краю пропасти, а из гнева и неприятия своей судьбы перешёл в стадию сумасшествия. Именно этой песней заканчивается 1 акт мюзикла и позже по мере развития событий 2 акта мы уже видим не наивного и задорного Моцарта, а человека, которого всё больше и больше окутывает тьма до полного сумасшествия. Даже белая рубашка с камзолом символично сменяется на черную. Назад пути нет.
Этот номер особенно любим мной не только наличием перевода, но и оголенными нервами Хё Шина - восхитительный и даже пугающий, которым к финалу песни окончательно овладели эмоции на сцене.
Источник (ссылка): YouTube
В итоге, Моцарт Хё Шина был положительно оценён зрителями за то, как он показал своего персонажа чистым, наивным и инфантильным, а меня поразила его способность сыграть драму, имея минимальный актёрский опыт за плечами. А вам предлагаю ещё взглянуть как Хё Шин боролся с ожиданиями отца и своими желаниями в "Why can't you love me" на открытой репетиции в 2014 году. Пожалуй, он мой вокальный фаворит наравне с Пак Кан Хëном, хотя впереди нас ждёт ещё великолепный Ким Джунсу.
Источник (ссылка): YouTube
Ким Джунсу. Внутренний бунт и борьба
Ким Джунсу однажды перевернул к-поп, посмев взбунтоваться и подать в суд за рабские условия контракта на гигантов к-поп индустрии - SM Entertainment (уверена, эту историю знает каждый). И затем, он перевернул мир мюзиклов, а мюзиклы - его жизнь.
Как я рассказывала вам в старых статьях, предложение сыграть Моцарта певец получил в самый сложный момент жизни - когда SM перекрыли ему кислород везде, где только смогли (заодно Ким Джэ Джуну и Пак Ючону). Джунсу, тогда ещё не имевший опыта актерской игры в театре, отклонил роль дважды, но на третий раз решился бросить вызов не только себе, но и тем, кто хотел несправедливо воспользоваться его талантом. Схожая история с Пак Хё Шином, правда? И схожая с Моцартом. Они бунтари, которые не хотели мириться с тем, что их свободу ограничивали.
Когда на мюзикл с Ким Джунсу начали съезжаться японские фанаты DBSK/TVXQ, да и вообще люди со всего мира, стало понятно, что он превратил свое проклятье в благословение. Кроме того, его выступления получили положительные отзывы как за вокальное, так и актёрское мастерство. Джунсу породил феномен, потому что корейские мюзиклы никогда не были так популярны и поэтому то, что вы сейчас читаете эту статью, видите различные красочные промо к другим мюзиклам, наблюдаете в них вокалистов и актеров высокого уровня (а я о них периодически пишу) - отчасти заслуга Джунсу. Он показал, что мюзиклы могут быть яркими, эмоциональными, захватывающими и сделал их популярными, что до этого в таких масштабах никому ещё не удавалось в Корее. Он - человек-легенда!
Сам Джунсу признаётся, что Моцарт стал для него персонажем, который больше всего близок ему. Его жизненные обстоятельства были похожи с ситуацией Моцарта, поэтому, как утверждает певец, ему ничего не приходилось играть и все эмоции были естественными. Джунсу даже плакал на сцене тогда, когда этого не требовал сценарий. А оценить старания айдола и звезды мюзиклов предлагаю с "I can't avoid my destiny" в записи 2020 года, которую я собственно и посмотрела полностью. Джунсу сильно вырос в плане актёрской игры, если сравнивать с дебютными временами, чем и драгоценно это видео.
Источник (ссылки): YouTube
Даже не сомневаюсь, что быть актёром мюзиклов крайне сложная работа, требующая огромного эмоционального напряжения. Он пропускал все через себя, проецируя свой опыт, и смог идеально погрузиться в эмоциональное состояние героя. Хотя начинать путь в театре было не так просто, как кажется:
Стиснув зубы, я поставил перед собой задачу показать как актёрам, так и поклонникам мюзиклов свою искренность, с которой я сделал этот первый шаг, как постепенно крепла моя любовь к мюзиклам.
Так говорит Джунсу в одном из интервью и добавляет, что критика всегда служит для него дополнительным стимулом и не является поводом для отчаяния. Кроме того, он переживал, что общественность будет воспринимать его дебют в мюзикле как возможность, за которую он ухватился. Но фанаты Джунсу знают прекрасно, что он боец по жизни и человек, который не боится рисковать. И его риск оправдал себя, так как в первый свой год в театре Джунсу заслуживает награду "новичок года" на Korea Musical Awards за своё исполнение Моцарта. А потом и вовсе становится актёром №1, отыграв в "Элизабет", "Дракуле", "Тетради смерти" и других хитах театра, и теперь нисколько не скрывает, что мюзиклы стали его жизнью и любовью, так что святое дело посмотреть ещё и любимую мной "Why can't you love me", где Джунсу прекрасно выразил внутренний конфликт Моцарта.
Источник (ссылка): YouTube
Потрясающий, правда?
Если вы знакомы, как минимум, с оригиналом мюзикла, то знаете, что не одним Моцартом богата постановка, поэтому перейдём к боевой подруге Джунсу, Ким Со Хён, в роли баронессы фон Вальдштеттен.
Ким Со Хён. Чуткая покровительница
Ким Со Хён не только часто играет с Ким Джунсу в мюзиклах, но и одна из первых присоединилась к его агентству Palm Tree вместе со своим мужем (он играл Колоредо в одном из сезонов). Актриса обучалась классическому вокалу и начинала в опере, затем переключившись на мюзиклы, где она очень востребована по сей день.
"Gold Falls From Heaven" баронессы фон Вальдштеттен - одна из красивейших женских арий в этом мюзикле, а Ким Джунсу вообще рассказывал, что когда впервые смотрел мюзикл, то именно эта песня тронула его до слёз. Баронесса была покровительницей Моцарта, но в отличие от Колоредо не пыталась его ограничить, а, напротив, хотела расширить его горизонты и понимала, насколько важно Моцарту учиться на своих ошибках.
Предлагаю проникнуться арией "Gold Falls From Heaven" в исполнении изящной Ким Со Хён в версии мюзикла с Пак Кан Хëном:
Источник (ссылки): YouTube
Женский каст мюзикла всегда славился сильными вокалистками и Ким Со Хён тому подтверждение. Но вернёмся снова к Моцартам.
Ли Хэ Джун. Искреннее откровение
Скажу честно, сезон 2023 года оказался провальным, так как большинство Моцартов (по совместительству айдолов) не дотягивали до постановки такого уровня. Впервые за все годы кастинговый ход огорчил зрителей, но было и исключение - Ли Хэ Джун. Я, конечно же, рассказывала вам о нём в статье по мюзиклу "Элизабет", а вот через год после прорывной роли Тода, он уже наконец-то играет свою первую главную роль в большом театре. Ещё пару лет назад Хэ Джун как актер малых мюзиклов только мечтал выйти на сцену театра Седжон с главной ролью, а после исполнения мечты стал говорить, что теперь живет как во сне. Ради мечты и амбиций он выходил на сцену со сломанным ребром и стал практически единственным из Моцартов, о ком положительно отозвались зрители и критики.
В номере "Why can't you love me" он размышлял об отце, который скончался годом ранее и это получилось настолько естественно и искренне, что я даже впервые разглядела и полюбила эту песню, хотя раньше она мне казалась слишком похожей на "I am the music", только в более лиричном ключе.
Хэ Джун рассказал в этом номере через образ Моцарта об извечной проблеме отцов и детей, когда родитель не может принять своего ребёнка таким, какой он есть. Сам актёр признаётся, что есть вещи, которые он хотел бы услышать от своего отца, но так и не услышал. Предлагаю посмотреть на очень личное и проникновенное откровение Ли Хэ Джуна.
Источник (ссылки): YouTube
Кстати, сейчас в кинотеатрах Кореи позывают театральную запись мюзикла "Элизабет" с Ли Хэ Джуном и Ок Джу Хён. Эх, корейцы такие счастливчики. И Пак Ын Тэ тоже, потому что "Моцарт!" дал ему билет в мир больших мюзиклов.
Пак Ын Тэ. Ранимость и проникновенность
Пак Ын Тэ изучал в университете бизнес-администрирование и любил петь, а в 2006 году он впервые попал в мир мюзиклов. Заработав себе имя в мюзикле "Нотр-Дам де Пари", в 2010 году он был выбран в качестве ведущего актёра премьерного сезона вместе с Ким Джунсу. Во время репетиций постановки "Моцарт!" Сильвестр Левай не упустил из внимания Ын Тэ, заявив, что тот станет звездой после первого же выступления, предложив актёру-новичку сразу же записать официальный ОСТ. Между прочим, это был первый крупный дебют для Пак Ын Тэ, который потом выиграл награду "новичок года" на DIMF за роль Моцарта . Несмотря на то, что он был мало знаком публике, зрители восторженно отзывались о его работе и вновь горячо приветствовали актёра в юбилейном сезоне 2020 года.
И я, конечно, хотела изначально вам показать, каким профессионалом стал Пак Ын Тэ за 10 лет с момента премьеры мюзикла (в видео с репетиций 2020 года), но мне почему-то именно дороги эмоции ещё почти юного и малоопытного актёра в одной из ранних записей. Пак Ын Тэ - мастер воплощения драматических сцен и проникновенного исполнения.
Источник (ссылки): YouTube
Чо Кю Хëн. Озорство и смелость
Вы, конечно, все знаете злобного макнэ всея к-попа Чо Кюхёна. Он - великолепный вокалист-балладник, шутник с уникальным чувством юмора, дерзкий и наглый мучитель своих хёнов, а также актёр мюзиклов, который удачно вписался в театральный мир.
В интервью о мюзикле "Моцарт!" Кюхён делился, что давно фанатеет от этой постановки и мечтал сыграть эту роль. Он также признался, что постоянно слушал песни в машине и количество прослушиваний достигло 4000(!).
Первое время Кюхёну было сложно адаптироваться в мюзиклах, а потом айдол стал работать над вокализацией и тоном в голосе, в чём ему помогали коллеги по цеху, в том числе Ок Джу Хён.
Признаюсь, голос Кюхёна - услада для моих ушей, поэтому его Моцарта мне нравится слушать даже несмотря на, что он в 2016 ещё не был силён в актерской игре. Итак, давайте ознакомимся с его "Why can't you love me", где он поражает в очередной раз возможностями своего голоса.
Источник (ссылка): YouTube
Мне, к счастью, удалось, найти полуторачасовое видео с Моцартом Кюхёна 2016 года. В этой записи есть большинство сцен с Моцартом и я уже была знакома с сюжетом, так что я смогла оценить актёрские навыки айдола, чего раньше мне не удавалось. Кюхён оказался крайне обаятельным в образе инфантильного Моцарта, очень много двигался и отлично взаимодействовал с другими актерами, в том числе с маленьким Амадеем. Да, по сравнению с его театральными коллегами он выглядел слабее, но природная харизма Кюхёна сияла на сцене, а голос, лично для меня, хоть и не был богат на театральные интонации, но иногда пробирал до мурашек.
И, наконец, к последнему номеру этой статьи подведу цитатой Кюхёна а-ля вечный злобный макнэ:
Я должен стать более популярным и затруднять бронирование билетов
Да, он хочет стать настолько популярным, что его билеты будут разлетаться как горячие пирожки и, как отмечают его коллеги, он сможет долгое время ещё играть в театре, так как в нём огромный потенциал и стремление к развитию. Поэтому в завершение этой статьи я предлагаю послушать версию моей любимой "I can't avoid my destiny" в исполнении Чо Кюхен с переводом и караоке-версией (ну а вдруг кому-то захочется попеть вместе с Кюхёном🤭).
Источник (ссылка): ВК
Итоги
По традиции, начавшейся со статьи по мюзиклу "Элизабет", я снова посмею составить свой рейтинг Моцартов, которых я посмотрела полностью. Конечно, я бы хотела найти бутлег с Пак Хё Шином, который для меня один из самых безумных и драматичных Моцартов, но я в поисках и надеюсь, что однажды найду эту запись, а пока что буду оценивать по полному метру.
3 место
Чо Кюхён не совсем, конечно, оказался полным метром, так как я нашла только полуторачасовое видео. Я искренне посмеялась над некоторыми сценами, потому что это было блестяще отыграно с точки зрения юмора. В этом весь Кюхён, которого я во многом обожаю именно за его чувство юмора. Драма в его исполнении была слабовата, но он многое удачно отыгрывал своим потрясающим голосом. И я уж точно не пожалела, что посмотрела его версию Моцарта и дальше буду следить за его работой в мюзиклах, где он заметно вырос как актер.
2 место
С небольшим отрывом от первого места на почётном втором разместился невероятно талантливый и любимый мной Пак Кан Хëн. Я до сих пор считаю его "I can't avoid my destiny" одной из самых лучших и он как никто другой выразил пустоту Моцарта. Мне понравились его дерзость, безумие и умение отработать самые драматичные сцены с полнейшим отчаянием. Он как актёр в то время ещё только нарабатывал свою репутацию, но уже справился со сложнейшей ролью, удивив вокальным и актёрским диапазоном. Даже если вам незнаком этот актёр, то всё равно я бы порекомендовала посмотреть его версию.
И моё отдельное "браво" Пак Кан Хëну в финальной сцене мюзикла👏 - идеально драматично и щемяще.
1 место
Версию Моцарта от Ким Джунсу я смотрела уже после Пак Кан Хëна и они оказались абсолютно разными. У каждого было своё видение и подход в одних и те же сценах. Даже при том, что Кан Хëн великолепен в этой роли, Джунсу тронул меня чуть больше. Может потому, что это на 100% его история. Кроме того, к 2020 году как раз исполнилось 10 лет с момента, как Джунсу впервые сыграл Моцарта и как он дебютировал в театре, это значит, что его стал сильнее и опытнее.
Каждый раз, когда вижу его в мюзиклах, поражаюсь тому, насколько он экспрессивный и страстно увлеченный актерской игрой. Джунсу на сцене не просто горит, а даже пылает🔥🔥🔥. И это, безусловно, подкупает. Его Моцарт был выстрадан и прожит годами, поэтому за его слезы и семь потов, которые сходили с него на сцене во время игры, Джунсу снова занимает первое место👏👏👏 и я снова рекомендую мюзикл с ним к просмотру (тем более его не так уж и сложно найти).
На этом я завершаю свой самый большой лонгрид за историю моего канала.
Спасибо, что прочитали!
А какой Моцарт вам ближе? Пишите свои впечатления в комментариях.
О мюзиклах и их актёрах ещё: