Найти тему

Выхода нет...

В 2005 году постапокалиптический роман Дмитрия Глуховского* «Метро 2033», выпущенный суммарным тиражом в несколько сотен тысяч экземпляров, произвёл на местном рынке эффект... да-да, той самой разорвавшейся бомбы, причём очень даже ядерной. Постапокалиптика расцвела на полках пышным, радиоактивным цветом. Всего одной книгой Глуховский создал новый тренд в российской литературе постпутчевского периода, а если быть точным, то вернул к жизни основательно подзабытый. Фантастический успех «Метро 2033» объясняется выбором локации для места действия. Выбором, казалось бы, очевидным, учитывая изначальное предназначение метрополитена. Стратегическое бомбоубежище под землёй на случай обмена ядерными открытками, поздравлениями с последним для мира праздником. Странно, что Глуховский додумался воспользоваться этим в художественных целях раньше остальных. Вместо безымянных пустошей автор-журналист забросил читателей в до боли знакомые стены, отпечатанные на подкорке ежедневными поездками. Его героям хотелось сопереживать, ведь мы пересекались с ними по дороге на работу и обратно.

-2

Спустя год вышел сиквел. В отличие от дебютной книги «Метро 2034» лично мне не запомнилось вообще ничем. Абсолютно ровный текст. Ни положительных эмоций, ни отрицательных. Что, впрочем, не помешало «Метро 2034» отыскать тернистый путь к своей целевой аудитории, поэтому следующим логичным шагом стал выпуск межавторской серии по вселенной более успешного в коммерческом плане «Метро 2033». Сколько городов с подземными дворцами, столько и книг. Особняком тогда и сейчас стоит «Метро 2033. Питер» Шимуна Врочека. Вокруг этой книги появляется чуть ли не собственный культ.

-3

Очарование Северной столицы в свете люминесцентных ламп. За главного героя здесь молодой диггер Иван Меркулов, живущий на Василеостровской станции. Катастрофа застала Меркулова совсем ребёнком, он практически не знает реальности до. Зато он знает, что завтра свяжет себя узами брака с любимой. Увы, но прямо накануне свадьбы кто-то похищает со станции дизельный генератор, обрекая её обитателей на медленную смерть в темноте. Подозрение падает на группировку бордюрщиков с Площади Восстания. Москвичи, застигнутые ракетными ударами вдали от родной Белокаменной. Карикатурное «бордюрщики» в знак презрения к поребрикам и всему петербургскому. Значит, нужно отучить борзых гостей брать чужое у коренных жителей без спроса. Квест.

Вот что при таких беспроигрышных вводных может пойти не туда? Дайте подумать, с чего бы начать... Начну, пожалуй, с тавтологии, то есть с начала (Внимание! Отзыв прерывается на грохот рушащихся ожиданий высотой с Лахта-центр). Книгу открывает сцена сражения Меркулова с гигантским осьминогом, эхом затопленной Приморской, в лучших традициях современных боевиков. Камера неистово дёргается в припадке эпилепсии. Понятно, что на страницах разворачивается нечто динамичное с участием тигра, осьминога и карбида, но непонятно, что именно. С окончанием открывающей экшн-сцены эпилепсия почему-то продолжается. Мысли героя постоянно обрываются на полуслове другими мыслями. Настоящее, воспоминания и галлюцинации слипаются в бесформенный комок. Сильнее калейдоскопа из мыслей ГГ утомляют только диалоги. К сожалению, диалогов предстоит много... Кто-нибудь, кроме меня, готов признаться, что смотрел «Параграф 78. Фильм второй»? Врочеку посмотреть стоило бы точно. Эй, персонажи «Метро 2033. Питер», не надейтесь, что Куценко адресует реплику "Ты что, плохого кина насмотрелся?" Вдовиченкову, это он вам в ответ на вашу картонно-пафосную речь. Вы что, действительно плохого кина насмотрелись? Вы в курсе, что живые люди так не разговаривают? В курсе ли об этом тот, кто написал для вас слова? Крутые парни цитируют худшие роли Дольфа Лундгрена и Скотта Эдкинса (ей-богу, ощущение, что я сижу в кинотеатре и пересматриваю «Неудержимых»...), работники тыла отыгрывают мыльную оперу. Шимун Врочек это отмеченный литературными премиями автор. За «Метро 2033. Питер» в частности:

- Где ты был?

- Хороший вопрос. А что, не видно?

- Ещё бы не видеть. Весь перепачкался, хуже гнильщика. Где же тебя носило?

- А ты как думаешь?

Непринуждённая беседа раненого Меркулова с медсестрой в лазарете. На мой субъективный взгляд, диалог глухого со слепым. В процессе чтения выходит чисто автоматически:

- Где ты был?

- Хороший вопрос. А что, не видно?

- Выглядишь отвратительно. И всё же, это не ответ.

- Завтра особенный день, могла бы и сама догадаться.

Сырой вариант навскидку, но слух уже не режет. Правда, не исключено, что и версия Врочека слух никому не резала...

Внутренние монологи Меркулова отдельная песня:

Физику, блин, знать надо.

Расслабились, блин.

Общество, блин, вторичного потребления.

Пищевые, блин, террористы.

Каста, блин.

Почётный караул, блин.

Блин. Ну, блин.

В лице Ивана Меркулова Джейсон Стейтем увидел бы серьёзного конкурента...

Да и чёрт с ними, с диалогами, монологами. Что насчёт метро? Удалось ли Врочеку сделать для питерского метрополитена то же, что Глуховский сделал для московского? И рад бы сказать, что удалось, но нет. В «Метро 2033» каждая станция жила в соответствии с тем, что находилось на поверхности в мирное время. Их с закрытыми глазами невозможно было перепутать. У Глуховского одушевлённый образ, у Врочека карандашный набросок. Василеостровская, Площадь Восстания, Адмиралтейская, Приморская, Невский проспект, Достоевская... Станции различаются названиями, но остаются безликими.

-4

Вынужден сознаться, что публикация эта пишется по мотивам первой прочитанной половины, следовательно, на объективность ни разу не претендует. «Метро 2033. Питер» в среде поклонников вселенной котируется наравне с оригинальной книгой Глуховского. Осядет пыль от разрушенных ожиданий и я вернусь сюда снова, чтобы завершить квест. Но импульс устранить пробелы в матчасти и написать питерской подземке своё признание в любви постараюсь сохранить, несмотря ни на что)

P.S. *Данный материал касается деятельности Дмитрия Алексеевича Глуховского, признанного иностранным агентом на территории Российской федерации

Спасибо за внимание, а Роскомнадзору настоятельно рекомендую на досуге послушать альбом «Fuck off and die» группы Darkthrone (я не фанат подобной разновидности Black Metal, но вас должно "зацепить")