До недавних пор его называли «лучшим русским театром за пределами России»... Теперь из Риги пишут, что славный и заслуженный Русский драматический театр, уже более 140 лет являющийся законной гордостью многих поколений рижан, влачит сегодня жалкое существование. Ползучая «латышизация», угодливая демонстрация «лояльности», попытка любой ценой выслужиться перед латышскими национал-радикалами и последовательное выдавливание по капле из себя «русского духа», ставят нынешний «Театр Чехова» (так теперь его величают) на путь неотвратимого самоуничтожения.
В театральных объявлениях постоянно мелькает слоган «Встретимся в Чехове!» Что это означает? Если театральные интеграторы имеют в виду театр имени Михаила Чехова, то, по правилам русского языка, так и надо писать «встретимся в театре им.Чехова». Но кому в наше время дорого уважение к русскому языку?
В числе театральных новинок отмечено следующее явление: «Премьера спектакля "Вишнёвый сад" по пьесе Антона Чехова: режиссёр Виестурс Кайришс ставит спектакль о бездействии российской интеллигенции во время войны, при этом затрагивая тему любви к своим фантазиям.»
Диво-дивное... Пьеса, написанная в 1903 году, должна по мнению латышских «творцов», говорить о бездействии «российской интеллигенции во время войны». Интересно, какая война здесь имеется в виду?
Да, современные варвары могут уничтожить прекрасный театр. Но могут ли они уничтожить нашу историческую память?
Первое в Риге театральное представление на русском языке состоялось весной 1798 года: заезжая труппа из Санкт–Петербурга давала тогда комическую оперу «Мельник, колдун, обманщик и сват» (музыка М.Соколовского, либретто А.Аблесимова). В дальнейшем, изредка проходили лишь любительские спектакли, да иногда случались гастроли заезжих русских артистов, которые длились обычно не более двух–трёх недель. Датой рождения постоянного Рижского Русского театра стало 2 октября 1883 года, и колыбелью его являлось здание Русской ремесленной артели на Спасо–Церковной улице (ныне Jēzusbaznīcas iela) в Московском предместье города.
Именно там специально приглашённая в Ригу труппа Ефима Лаврова впервые представила зрителям пьесу И.Шпажинского «Майорша» и водевиль Д.Мансфельда «Не зная броду, не суйся в воду». В дальнейшем артисты Е.Лаврова выступали уже на площадке общества «Улей», в том здании, где ныне находится Русский драматический театр им.Михаила Чехова. Но дом Ремесленной артели в предместье по–прежнему оставался одним из мест в Риге, где развивалось русское театральное искусство.
В сезон 1900/01 гг. Рижское драматическое общество получило субсидию от Попечительства о народной трезвости и открыло в помещениях Русской ремесленной артели Народный театр, который дал 17 представлений.
В следующем сезоне 1901/02 гг. он показал уже двадцать спектаклей. Позднее, когда выплата субсидий прекратилась, Рижское драматическое общество продолжало помогать любительским спектаклям своими декорациями, костюмами, пьесами и уже в сезоне 1903/04 гг. переименовало Народный театр в Общедоступный. Некоторые средства для театра выделяли владельцы фарфорового завода Кузнецовы.
Было подсчитано, что при крайне ограниченном числе мест в течение девяти воскресных дней 3 841 человек, преимущественно, из бедноты Московского форштадта, посещали Общедоступный театр за крайне скромную плату — до 20 копеек в паркете (так называли партер) и по 5 копеек в галерее. Рижский Общедоступный театр показал зрителям «Грозу» и «Шутников» А.Островского, «В старые годы» И.Шпажинского, «Каширскую старину» Д.Аверкиева, «Юбилей» А.Чехова и другие спектакли.
В 1905 году Общедоступный театр ненадолго взял в свои руки руководитель Русского городского театра, известный антрепренёр и режиссёр К.Н.Незлобин.
29 сентября 1907 года афиша у входа Русской ремесленной артели гласила: Открытие Русского Общедоступного театра. Дирекция К.Незлобина. «Горькая судьбина» А.Писемского.
За этим спектаклем последовали «Гроза», «Не всё коту масленица» А.Островского, «Грех попутал» И.Шпажинского, «Катерина Маслова», «Власть тьмы» Л.Толстого, «Уриель Акоста» К.Гуцкова, «За монастырской стеной» Л.Камолетти, «Казнь» Г.Ге. Незлобин вынес на театральную сцену окраины города величайшие произведения классической драматургии. Он стремился ставить их на высоком художественном уровне и потому включал в работу над спектаклями артистов–профессионалов из городского театра.
Их участие не только поднимало престиж Общедоступного театра, но и становилось школой мастерства для местных актёров–любителей.
К сожалению, в 1909 году К.Н.Незлобин покинул Ригу и уехал в Москву, передав Общедоступный театр в руки режиссёра А.Тункова. Есть основания полагать, что дополнительное финансирование театр на Московском форштадте и в дальнейшем продолжал получать от фабрикантов Кузнецовых.
Кстати, сёстры К.Н.Незлобина вышли замуж за представителей славной династии производителей знаменитого «кузнецовского» фарфора. Надежда стала супругой Николая Матвеевича Кузнецова, а Елизавета — Александра Матвеевича.
Продолжение следует