Добрый день, друзья.
В первой части этого рассказа я поведала вам свою историю взаимоотношений с хозяйкой арендованной мной квартиры. Сегодня речь о том, как я с ней рассталась.
Итак, Оля потребовала, чтобы я письменно уведомила ее о предстоящем расторжении договора аренды.
-Окей, - сказала я и настрочила СМСку следующего содержания:
"Настоящим уведомляю Вас о расторжении договора аренды квартиры с 3-го октября 2024 года. Жду Ваших предложений по окончательному расчету."
В мессенджере я вижу, что сообщение доставлено и просмотрено. Жду ответа. Прошел день, другой, ни слова. Отправляю очередное послание:
"Согласны ли Вы зачесть ранее уплаченную сумму залога в размере ... тысяч рублей в счет оплаты за последний месяц аренды?"
На этот раз ответ не заставил себя долго ждать:
"Добрый день. Хочу заехать завтра часов в 11 провести просмотр."
Надо сказать, что мы еще в момент подписания договора обсудили вопрос о том, что арендодательница может приходить в квартиру только в присутствии жильцов во избежание недоразумений разного рода. Естественно, в 11 часов дня студенты учатся и находиться дома не должны. Конечно, я ответила, что можно провести просмотр вечером.
Далее последовали длительные "торги" с неуместными предложениями приехать в самое необычное время, которые меня уже не удивляли. Как думаете, приводить потенциальных покупателей на просмотр квартиры после половины одиннадцатого вечером - это норм? Лично я подобные предложения всерьез не рассматриваю и их автора не считаю за адекватного человека.
На мой вопрос о зачете суммы залога в счет последнего арендного платежа был получен странный ответ:
"Согласна, если будет предоставлен доступ на просмотр."
В этот момент я начала закипать! Дело в том что по условиям договора сумма залога должна была быть зачтена. И я в принципе могла не согласовывать этот вопрос но, зная Олин характер, решила уточнить заранее.
"О доступе будем договариваться отдельно, как и раньше," - ответила я.
"Хорошо," - согласилась Оля.
Но, как выяснилось, утро вечера мудренее. Или Мудрёнее.
На следующий день разразился скандал!
Все началось с того, что моя дочь написала мне СМС: "Мама, ты не помнишь, где лежит пульт от телевизора?"
Надо сказать, что мы уже много лет не смотрим телевизор. В свое время при заселении я попросила Олю увезти его из квартиры, потому что он занимал очень неудобную позицию в комнате, но она отказалась, заявив, что ей некуда его пристроить. Затем я уговорила ее исключить из оплачиваемого тарифа на услуги интернет-провайдера сумму за телевидение, снизив ее на 400 рублей в месяц. В общем, она прекрасно знала, что телевизором мы не пользуемся. Я сразу догадалась, что, придя за очередным платежом, она ищет возможность придраться к чему-нибудь, чтобы использовать уплаченный ранее залог. Набрав номер телефона дочери, я услышала незнакомый мужской голос на фоне.
-Что происходит? - спросила я.
Как оказалось, Оля привела очередного незнакомого нам мужчину под предлогом ремонта выключателя и розеток (это после 4-х лет аренды накануне выезда!) и потребовала предъявить все электроприборы, в т.ч. пульт от телевизора.
Я попросила передать ей трубку.
-Добрый день, Оля, - скрипя зубами поздоровалась я. - Вы не предупреждали о том, что устроите проверку и что придете с посторонним мужчиной.
-Я имею право проверять свое имущество, когда захочу! - бодро сообщила она мне. - Моего пульта нет на месте, поэтому я оставляю залог в сумме 22 тысячи рублей себе, а Вы платите мне полную сумму арендной платы.
Ну, понятно, мои подозрения оправдались.
-Оля, пульт от телевизора стоит максимум тысячу рублей, но никак не 22, - попыталась я ее осадить.
-Это не имеет значения! - парировала зарвавшаяся арендодательница. - Платите и все!
-Если бы Вы предупредили заранее, то мы подготовили бы к Вашему приходу все, что нужно. А теперь придется ждать.
-Надо было сразу сказать, что нужно ждать! - выкрикнула она в трубку. - А теперь платите полную сумму.
-Но мы с Вами вчера согласовали зачет. На дворе десять часов вечера, где моя дочь должна взять наличку в это время? - упиралась я.
Но Оля была непреклонна. И тогда мое терпение лопнуло.
-Обращайтесь в суд, - предложила я ей.
-Какой суд?! - завопила она.
Точно! Что это я? Оля не может пойти в суд, потому что в таком случае налоговая узнает о ее незадекларированных доходах! И тут я поняла, как с ней бороться. Терпеливо выслушав ее очередную тираду о том, что я препятствую допуску покупателей в ее же собственную квартиру, я совершено спокойно объявила ей следующее:
-Если Вы немедленно не прекратите скандалить и вымогать деньги у моей дочери, я вызову полицию.
-Вы в своем уме? - опешила она. - Это моя квартира, я могу приходить сюда в любое время дня и ночи и приводить, кого хочу!
-Нет, не можете, - твердо сказала я. - Не можете приводить кого угодно. Вы сдали квартиру в аренду, я Вам заплатила и не хочу, чтобы Вы запугивали мою дочь. Постарайтесь не приходить к ней чаще одного раза в месяц.
-А просмотры?! - возмутилась она.
-Просмотры будете проводить после нашего выселения, - уперлась я.
-Что Вы себе позволяете? Я имею право!
-Нет, не имеете, - повторила я, теряя терпение.
-Ага! Вы еще скажите, что земля плоская!
Тут уж, извините, мое терпение лопнуло!
-Оставайтесь в рамках договора аренды, - потребовала я. - Изучите нормы действующего законодательства и не нарушайте его больше.
-И не подумаю! - продолжала скандалить Оля. - Пришлите мне, где написано, что я не могу сюда приходить с кем хочу!
Повелительное наклонение, которое она применяла в разговоре со мной, женщиной, которая почти в два раза старше ее, меня нервировало не меньше, чем сам этот скандал.
-Нет, дорогая моя, образовывайтесь самостоятельно.
И тут наша бойкая дамочка удивила меня.
-Я не буду с Вами разговаривать. Вы ведете монолог, а не диалог.
Хлоп! И бросила трубку.
Я и рада бы больше не слышать Олю, но она все еще оставалась в квартире с каким-то незнакомым мне мужиком и требовала деньги у моей дочери. Я снова набрала номер своей дочери, услышала ее крайне расстроенный голос и попросила включить громкую связь.
-Я понимаю, Оля, что Ваше воспитание не позволяет вести диалог, как нормальный воспитанный человек, но Вы выслушаете меня. Итак, если Вы немедленно не покинете квартиру и попробуете еще хоть раз побеспокоить мою дочь подобным образом, то я немедленно направлю в налоговую всю информацию по этому договору аренды и сведения о предыдущем арендаторе. Все, это мое последнее слово.
Я положила трубку и о том, что происходило дальше, знаю только со слов моей дочери. А дело было так: напуганная до чертиков Оля получила причитающуюся сумму, выхватила у нее из рук мой экземпляр договора и немедленно удалилась вместе со своим очередным мужчиной. Все, после этого случая я ее не видела и не слышала до самого последнего дня, когда передавала ей ключи от квартиры. Вела она себя тихо и постоянно краснела от смущения. Очевидно, страх налогового взыскания для нее оказался больше, чем стремление понукать взрослой женщиной и ее дочерью, которых она по неизвестной мне причине воспринимала, как своих холопов.
Я очень не люблю опускаться до поведения людей низкой пробы, типа такой вот Оли, но жизнь показывает, что они понимают только тот язык, на котором общаются сами. Мое нормальное поведение, спокойствие и снисходительность к ее хамству Оля воспринимала, как слабость, и пыталась отыграть на мне свои комплексы до того самого момента, пока не столкнулась с понятной для нее линией защиты. Угрозы и шантаж - вот тот язык, на котором она привыкла общаться. Очевидно, именно в таком мире эта дамочка и живет. Обидно только то, что и нас, обычных людей, эти хамоватые собственники какого-никакого жилья тянут на свой уровень. Лично я не знаю других способов отвязаться от подобных "поставщиков услуг для населения." Возможно, вы сможете подсказать, как надо было вести себя с Олей, чтобы сохранить свои нервы?