Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Помощь себе: "пирог" эмоций.

Этот способ поможет:

  • Достаточно быстро понять свои эмоции и их причины
  • Уменьшить их интенсивность
  • Выбрать подходящую реакцию
  • В дальнейшем успевать взять паузу между эмоциональным всплеском и действием.

Обычно удобнее начинать с анализа эмоций, которые уже пережиты, в ситуациях, которые завершились. По мере того, как разовьется привычка мысленно "составлять круговую диаграмму" (или, если хотите, "пирог") это будет получаться непосредственно в момент эмоционального напряжения, ссоры, конфликта и т п.

Что делать?

  • Нужно вспомнить ситуацию, силу своих эмоций в ней и представить себе диаграмму-пирог.
  • Ответить себе на вопрос: "В этой ситуации моя эмоциональная реакция была слишком слабой (например, я не слишком обрадовалась событию, которого ждала)/слишком сильной (очень злился, хотя повод был незначителен)/такой, как надо в этой ситуации?
  • Далее, Задача - разрезать пирог на части. В каждом конкретном случае размеры частей будут разными, и именно это поможет понять свои реакции и изменить их, если нужно.
-2

Какими могут быть части?

1. Собственно реакция на текущие события (новости, слова, конфликт и т п). Она может быть как самой большой, так и довольно незначительной. Например, текущая новость вызвала только 20% моей тревоги.

2. Контекст отношений (с человеком, группой, ситуацией).

В большинстве случаев, мы не взаимодействуем с человеком или ситуацией впервые. Это не "чистый лист" для нас. Наш предыдущий опыт эмоционально окрашен, и эта окраска также будет частью "пирога".

Например, если человек тревожится перед походом к врачу, у него могут уже быть эмоции, связанные с прошлыми визитами. Если этот врач новый, то есть эмоции, связанные со сферой медицины в целом (доверяет ли человек, было ли успешно лечение раньше, как относились к нему как к пациенту и т д).

Аналогично, в близких отношениях тоже есть эмоциональная история, которая вносит свой вклад в общую реакцию.

3. Прошлое (другие отношения в прошлом).

Здесь речь о детстве или отдалённом прошлом. В котором также есть эмоционально окрашеный опыт, которых из одних отношений переносится в другие.

Например, вы можете сильнее злиться на коллегу, потому что его поведение напоминает поведение вашего брата, за которого приходилось доделывать домашние дела. Или наоборот, коллега вызывает много симпатии, потому что напоминает брата, с которым в детстве вы могли доверять друг другу.

4. Текущее состояние в течение дня.

Человек сам входит в ситуацию, начинает разговор, читает новости и т д, не будучи "нейтральным". Он уже находится в каком-то настроении с утра, как-то физически себя чувствует, с ним уже могли произойти какие-то события в течение дня.

Этот эмоциональный фон тоже будет частью "пирога".

Например, если исходно человек был в хорошем настроении и бодр, то он, вероятно, слабее отреагирует на плохую новость (хорошее настроение сработает как "амортизатор"). А на фоне уже плохого состояния новость воспримется тяжелее.

5. Ожидания от ситуации.

С одной стороны, они пересекаются с прошлым и контекстом, так как нередко строятся, исходя из них.

Однако, не всегда.

Например, человек может быть недоволен предыдущим инструктором по вождению, найти нового и ожидать, что в этот раз все будет удачно.

Совпадение, а особенно, несовпадение ожиданий и реальной ситуации тоже создаёт долю "пирога".

-3

Какие выводы можно сделать?

- Для того, чтобы выбрать адекватную реакцию, нужно ориентироваться на первый фрагмент, то, какая доля эмоций относится к "здесь и сейчас". Это поможет "остудить пыл" и замедлиться, если эта доля небольшая.

Или наоборот, уверенно высказаться, если большая часть эмоций относится к текущему моменту, так как внутренне будет ощущение, что вы реагируете "по делу".

- Выделить фрагменты "пирога", которые "перевешивают" текущий момент и работать с ними целенаправленно. Это поможет избежать слишком сильных эмоций в будущем.

- Довольно часто, какие-то зоны могут быть типичны (например, много эмоций связано с неоправданными ожиданиями). Знание типичных зон поможет прогнозировать свои реакции и успокоить себя заранее.

Автор: Першикова Лариса Евгеньевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru