Найти в Дзене

«Надо же было что-нибудь написать» Вышел новый роман Пелевина «Круть». Собрали реакции на одну из самых ожидаемых книг года

.Шеф-редактор витрин «Кинопоиска» и «Яндекс Книг» Игорь Кириенков:

— Пелевин застрял. <…>

Эмоция, которая приводит «Круть» в движение, — густопсовое отвращение.

В первую очередь, к самой литературной форме. Пелевин — достаточно опытный автор, чтобы доверху заполнить роман более-менее случайным реквизитом и получить что-то занимательное, — но «Круть» как-то поразительно уныла в сюжетном отношении.

«Круть» — далеко не первый случай, когда Пелевину хочется пожелать взять саббатикал (длительный творческий отпуск. Прим. ред.). В конце концов, 35 лет почти непрерывного письма: с несколькими большими удачами и россыпью блестящих вещей.

С бесспорным местом в истории русской литературы. Представляете, какой бы это мог быть мощный заголовок: «Пелевин не выпустит новую книгу в 2025 году».

И как вдруг всем снова станет интересно, о чём он напишет в 2026-м. Автор точно заслужил паузу. Закрыв эту недлинную и всё же изнурительную книжку, понимаешь: заслужили ее и мы.

Виктор Пелевин. Фото: Николай Игнатьев
Виктор Пелевин. Фото: Николай Игнатьев

Шеф-редактор группы компаний «ЛитРес» Екатерина Писарева:

— С каждым годом градус счастья от выхода очередной книги Виктора Олеговича становится всё ниже и ниже, а недовольных и недоумевающих — всё больше. <…>

Главная проблема нового романа Пелевина — в том, что писатель всё больше заигрывается в симуляции и всё меньше чувствует пульс времени. Вернее, не так: он отказывается признавать, что есть жизнь. <…>

Никаких острот, пророчеств или прогнозов в новой «Крути» уже нет: озорной русский человек Виктор Олегович словно выветрился, уступив место человеку усталому, хотя и отчаянно симулирующему.

Павел Сурков, «РИА Новости»:

— Пелевин не теряет мастерства рассказчика и стилиста, но переход к принципу «утром в интернете — вечером в романе» рискует переводом творчества из художественной плоскости в публицистическую, более того — в анекдотическую, напрямую зависящую от контекста и выходящую из парадигмы вневременности.

Впрочем, этот автор давным-давно демонстрирует презрение к любым нормам, всегда играя по собственным правилам.

Пелевину очень уютно и удобно в придуманном им мире: он постепенно перекидывает в него героев всех своих предыдущих книг, в том числе и ранних, конструируя своеобразную метавселенную. <…>

И Пелевин предстает перед нами эдаким литературным Дон Кихотом: за ним интересно наблюдать, его интересно читать, но почему-то всерьез его предупреждения никто не воспринимает. Хотя в своих умозаключениях Виктор Олегович, похоже, еще ни разу не ошибся.

Егор Михайлов, «Афиша»:

— В общем, ничего нового в этом нет, как и в ежегодных рецензиях, отмечающих, что в свежем романе Пелевина нет ничего нового. <…>

Просто где‑то посреди житейских бурь сидит где‑то вдали от всех один писатель и год за годом мутит воду, а мы год за годом в нее вглядываемся — и уж точно не дело критиков рассказывать, что вы там увидите и хорошо ли это отражение. В конце концов, никто особенно не удивится, если в какой‑то момент обнаружится, что предсказуемый, как наступление осени, цикл романов Пелевина — и есть та ось, на которой еле-еле держится наш разлетающийся на части мир. На случай, если так, — какая разница, хорошие ли это книги. Пусть крутит. Оценки водоворотам не положены.

Литературный критик и шеф-редактор сервиса «Яндекс Книги» Константин Мильчин:

— Если вы воскликнули «что это была за чушь», то вы наверняка не читали предыдущие романы отечественного почти классика.

Впрочем, накал веселого безумия здесь сильно выше, чем средний градус по собранию сочинений. <…>

Литературный критик «Ленты.ру» Наталья Кочеткова:

— Автор предсказуемо опасается отвязно шутить про глобальное актуальное, делает это аккуратно и по мелочи, поэтому все силы тратит на шутки про вчерашнее локальное: феминизм и гендерные отношения, местами съезжающие в половую распущенность.

Он привык сводить счеты с журналистами и критиками, даря им в своих книгах неприглядную роль: от важной до эпизодической. «Круть» в этом отношении исключением не стала.

Сергей Князев, специально для «Фонтанки.ру»:

— Нельзя сказать, что очередные пятьсот страниц типичного Пелевина разочаровывают, но отчего-то кажется, что такие книги скоро научится писать нейросеть, а то и вовсе пелевинские персонажи.

Артемий Леонов, X:

— Сюжет нового романа Пелевина звучит как пародия на Пелевина, придуманная его хейтерами через нейросеть.