Афонский старец Исихий, насельник монастыря Констамонит, родился в городе Пруса в Малой Азии и переселился в Грецию во время обмена населением*. Старец не знал греческого языка, его родным языком был турецкий. В детстве он на караманлитском диалекте (турецком языке, записанном греческими буквами) прочёл житие святого Антония Великого и захотел ему подражать. Он прибыл на Святую Афонскую Гору примерно в 18-летнем возрасте и стал послушником в обители Констамонит.
*В 1924 году, после малоазийской войны, был произведён принудительный обмен населением по религиозному признаку: жившие в Турции православные переселялись в Грецию, а жившие в Греции мусульмане — в Турцию.
Вы читаете отрывок из второго тома "Нового афонского патерика", М., Орфограф, 2017, стр.149-151
Старцу Исихию нравилось, что эта обитель находится в очень удалённом и безмолвном месте. Понемногу он начал учить греческий язык.
Не имея духовного руководства, он предал себя крайней аскезе, всей душой желая святости. Он не разжигал у себя в келье печку, несмотря на то что монастырь Констамонит располагался в сыром месте. Он постился крайне строго и совершал всенощные бдения. В результате он дошёл до истощения нервной системы, потерял силы и утратил способность говорить.
Старец Досифей, благоговейный старец монастыря Констамонит, взял на себя труд возить больного монаха Исихия к важнейшим святыням на Святой Горе, чтобы тот исцелился. Чудо произошло, когда они поклонялись честному Поясу Пресвятой Богородицы в монастыре Ватопед. Отец Исихий снова обрел дар речи.
Возвратившись в Констамонит, смирившийся отец Исихий отдал себя послушанию. Духовник дал ему правило: в постные дни (понедельник, среду и пятницу) обязательно вкушать пищу один раз в день после захода солнца. После этого благословения отец Исихий стал тихо, не привлекая к себе внимания, брать из поварни свою порцию и уходить в келью привратника, поскольку нёс это послушание многие годы. На общих трапезах он появлялся только в праздничные, нерабочие дни. Из своей порции отец Исихий немного съедал сам, а остаток раздавал птицам. Также он постоянно нёс послушание звонаря.
О его аскезе никто не знал, поскольку старец был крайне немногословен. Всё его поведение и образ жизни были непонятны другим. Он вёл себя как человек, живущий по собственной воле, однако таким образом скрывал свой подвиг и духовное делание.
Старец скончался, пытаясь зажечь лампаду при входе в обитель. Несмотря на то что он никогда не мыл своё тело, от него не исходило неприятного запаха. В его неухоженной келье не нашлось одежды, в которой его можно было бы похоронить.