Представляем вашему вниманию рубрику, в которой мы рассказываем об экспонатах из фондов Новокузнецкого художественного музея, крайне редко «выходящих в свет». Сегодня, накануне Дня отца, вполне естественно наш разговор сложится вокруг портрета отца работы дочери. Сюжет распространённый, но есть, как водится, нюансы… детективные!
Отчество и фамилия не оставляют сомнений в том, чья она дочь. А с картины на нас смотрит тот самый создатель легендарного Штирлица, первопроходец журналистских расследований «Совершенно секретно», мастер политического детектива, превративший его из чтива в серьезный, заставляющий думать жанр – Юлиан Семёнов.
Юлиан Ляндрес родился в Москве в 1931 году. Но было у мальчика и второе имя - когда бабушка Евдокия понесла малыша в церковь крестить, его нарекли Степаном. Наверное, поэтому многие герои его книг Степаны. Да и отпевали писателя как Степана.
Его отец Семен Александрович был убежденным большевиком, входил в ближайшее окружение Николая Бухарина и Серго Орджоникидзе, работал заместителем редактора газеты «Известия». Мать Галина Николаевна преподавала в школе историю. Судьба обещала быть благополучной: маленький Юлиан мечтал стать дирижером, но затем увлёкся кино и собирался во ВГИК, однако по настоянию отца поступил в Московский институт Востоковедения на Ближневосточный факультет.
Но в 1952 году судьба сделала резкий крен: отца будущего писателя арестовали, обвинив в сотрудничестве с зарубежной разведкой, создании подпольного еврейского правительства и других прегрешениях. Сын писал в защиту отца во всевозможные инстанции, за что его исключили из института и комсомола. Молодому человеку пришлось подрабатывать грузчиком. Он тайно съездил к отцу на свидание в лагерь. Спасла Семена Ляндреса смерть вождя народов.
Юлиан восстановился в институте, где выучил английский, немецкий, испанский и редкие языки пушту и дари; всерьёз и надолго увлёкся боксом; подружился с Евгением Примаковым, будущим министром иностранных дел и главой правительства России. Очные занятия совмещал с учёбой на заочном отделении истфака МГУ.
После окончания института остался на кафедре Востока истфака МГУ сначала лаборантом по научной работе, затем преподавателем афганского языка. Некоторое время был личным переводчиком Н.С. Хрущева.
Первые рассказы Семенова были опубликованы в конце 50-х в журналах «Знамя», «Огонек», «Смена». Тогда же писатель взял себе псевдоним – редакторы журнала ещё хорошо помнили дело космополитов и решили не испытывать судьбу.
Впервые к жанру детектива Семенов, находившийся в Афганистане в рабочей командировке, обратился в 1959-м в романе «Дипломатический агент». Перечню лиц, с которыми встречался журналист, собирая материалы, позавидовал бы любой: танцовщик Серж Лифарь, писатель Жорж Сименон, генерал СС Карл Вольф, сенатор Эдвард Кеннеди, фашистский диверсант Отто Скорцени.
Во время работы корреспондентом журнала «Огонек» Семёнов много путешествовал по стране, выезжал в зарубежные командировки, был на дрейфующие станции на Северном полюсе. В 1960-м Юлиана Семенович приняли в Союз писателей СССР.
Благодаря дяде — начальнику отдела МУРа журналист устроился стажёром в Московский уголовный розыск. Увиденное и услышанное в работе милиции легло в основу книг «Петровка, 38» и «Огарева, 6».
С середины 60-х Семенов начал писать цикл из 14 романов, в которых главным действующим лицом стал советский разведчик Максим Исаев, работающий под именем Макс Отто фон Штирлиц. По ходатайству Союза писателей автор получил доступ к материалам секретных архивов. Именно за эти хроники в 1976 году Юлиану Семенову была присуждена Государственная премия. Режиссеры с удовольствием экранизировали книги по авторским сценариям. Успех был бешеный: в дни, когда по телевидению транслировался сериал «Семнадцать мгновений весны», улицы пустели и преступность снижалась .
Писатель отличался исключительной работоспособностью и скоростью сочинительства. Пик славы Семенова пришелся на 1980-е годы, когда он стал одним из самых издаваемых писателей. Его избрали президентом Международной ассоциации детективного и политического романа. Тогда же начали выходить основанные им журнал «Детектив и политика» и первая частная газета «Совершенно секретно».
В личном плане внешне всё тоже обстояло благополучно. В 1955 году Юлиан породнился с семьей Кончаловских. Жена Екатерина приходилась дочерью писателю и переводчику Наталье Кончаловской, приёмной дочерью автору трёх гимнов поэту Сергею Михалкову, внучкой художнику Петру Кончаловскому, правнучкой великому русскому художнику Василию Сурикову, сводной сестрой режиссёрам Никите Михалкову и Андрею Кончаловскому.
По словам Екатерины Сергеевны, её отношения с мужем строились на сочувствии и сострадании, но отнюдь не на любви. По словам же Юлиана Семёновича, у них с женой были разные скорости: она ехала на телеге, а он был сверхскоростным человеком. Итог: из 30 лет брака 13 супруги прожили врозь, но официально не разводились и писатель щедро выделял деньги на содержание жены (ежемесячно выплачивал 700 рублей. Для сравнения министр СССР по тем временам получал 800 рублей, первый секретарь райкома КПСС — 400). Но во время тяжёлой болезни Юлиана только Екатерина и ухаживала за ним. А после смерти супруга Екатерина Сергеевна Михалкова взяла фамилию Семёнова.
У Юлиана и Екатерины родились две дочери, обе посвятили жизнь культуре и искусству. Младшая Ольга – общественный деятель, журналист, бережно сохраняет память об отце: пишет о нём книги, публикует ранее не изданные сочинения, руководит историко-литературным музеем отца в семейном доме в посёлке Мухалатка на южном берегу Крыма (писатель называл этот дом «Вилла «Штирлиц») и благотворительным фондом его имени.
Старшая Дарья стала художником. «Папа меня называл «Кузьма» или «Дуня». Дуня – это моя бабушка Евдокия, в её честь меня должны были назвать, но передумали… Хотя папа остался при своём мнении и продолжал звать Дуней. А Кузьма – это мой котёнок, папа так шутил – на его зов бежали и я, и котёнок…», – вспоминает Дарья Семёновна.
Тяга к рисованию у Даши проявилась рано, в 2 года. Увидев первые рисунки дочери, Юлиан Семёнович сразу заметил ростки творчества и всячески способствовал их развитию. В 4-ом классе девочка начала серьёзно учиться живописи: «Мама мне сказала, что женщина никогда не будет художником. А папа, как всегда, был позитивен: «Молодец, работай. Три к носу (это была его присказка), прорвёмся!».
Воспитание в творческой семье, частые поездки на Николину Гору, сделали своё дело: девочка росла любознательной и талантливой. В 8 лет Даша снялась в фильме «Не самый удачный день» по повести отца. Партнёром юной актрисы стал её дядя Никита Михалков. Через 3 года Дашу на небольшую роль в фильме «Дворянское гнездо» пригласил её второй дядя Андрей Кончаловский.
В 1977 Дария оканчивает театрально-декорационный факультет Московского Художественного Училища памяти 1905 года, где обучалась у театрального художника Татьяны Сельвинской, дочери поэта Ильи Сельвинского и ученицы Роберта Фалька.
После поступает в МГХИ имени Сурикова на живописное отделение в мастерскую профессора Таира Салахова. Отец одобрял выбор дочери. Он хотел, чтобы она следовала дорогами предков — Кончаловского, Сурикова, а не опрокидывалась в политику. В одном из писем он писал: «Твой поиск правилен. То, что ты прёшь в наработку руки в классическом сходстве, не исключая при этом себя, - правильно и умно по многим причинам...Ты больше, чем набиваешь руку – ты осваиваешь школу, и осваиваешь ее блистательно. Бери побольше холста и краски с кистями».
Для творческого человека, а для художника особенно, необходимы впечатления. Отец обеспечивал ими Дарью в полной мере: на машине они объехали всю Францию и Испанию, путешествовали по Афганистану, Испании, Никарагуа.
Член Союза художников России Дарья Семёнова выставлялась в Париже, Амстердаме, Лондоне, Гамбурге, Москве, на Кипре. Сегодня её работы находятся во многих музеях России, в частных собраниях, в том числе и у зарубежных коллекционеров во Франции, США и Великобритании. После возвращения в Россию её картины стали экспонироваться на родине. Вместе с мужем Алексеем Бегаком реализованы множество дизайн-проектов частных квартир, оформлено помещение ВГТРК.
Ещё во время учёбы в институте в 1982 году Дарья Семенова участвовала во Всесоюзной молодёжной выставке в Манеже. Её картина «Портрет Юлиана Семенова» была куплена министерством культуры СССР и через РосИзо в 2000 году передана в Новокузнецкий художественный музей. На портрете – мужчина с узнаваемыми чертами лица стоит на фоне книжных полок. На зеленом сукне письменного стола стоит портативная печатная машинка. За спиной на стене три фотографии. На одной из них – Эрнест Хемингуэй, который был для писателя образцом для подражания. Он мечтал, как Хэм, много ездить по свету, писать, охотиться, заниматься спортом и не быть стеснённым в деньгах.
«Когда отец работал, был всё время всецело на небесах. Мне очень хочется, чтобы все люди, которые помнят, любят, читают отца, посетили его последнюю студию в Мухалатке, увидели его кабинет и его кресло, в котором он сидел и смотрел порой ночью в черное стекло. И иногда мимо проплывал кораблик. Но наступал рассвет, и отец брал Рыжего, своего любимого пса, и чапал, как он говорил, до верхней севастопольской дороги. На полпути был каменный бассейн пересохший, но иногда струились ручьи по весне. Отец там всегда останавливался и делал отжимания. Рыжий ждал, а потом следовал за ним. Отец возвращался, заваривал себе травяной чай на электрической плитке в своей маленькой кухне и снова садился работать. Таков был его режим дня».
Глубинная связь с отцом по-прежнему освещает жизнь Дарьи Семёновны: «Отец был, есть и останется моим единственным другом, а ещё — моей надеждой, верой и любовью».
#Новокузнецкийхудожественныймузей #НХМ_коллекция #Выходвсвет #ДарьяСеменова