История о больших гонках, трудностях и упорстве и об иностранных машинах на российских дорогах
Часть 1
Часть 2
Итак, гонка торжественно стартовала в Пекине 10 июня 1907 года. Протяженность маршрута составляла более 15 тысяч километров, он пролегал через Китай, Монголию (пустыня Гоби) и Россию (Восточная и Западная Сибирь, Европейская часть, в том числе и через небольшой участок Вятской губернии в районе города Малмыжа). Стоит отметить, что маршрут был проложен по линиям телеграфной связи. Никаких навигаторов в ту пору, конечно же, не было.
Не забудем о том, что гонку организовали представители СМИ. Поэтому в каждом автомобиле в качестве пассажира присутствовал журналист, который регулярно отправлял материалы о гонке через лежащие на маршруте телеграфные станции. В экипаже «Италы» эту функцию исполнял корреспондент «Коррьерре делла Сера» и «Дейли Телеграф» Луиджи Бардзини. Именно благодаря его путевым запискам впоследствии была опубликована книга «Из Пекина в Париж», наполненная сотнями фотографий. Книга, впервые изданная в 1908 году, была переведена на десятки разных языков и вошла в разряд мировых бестселлеров, которые принято было иметь в каждой семье и дарить юношам в день их совершеннолетия.
Третьим участником экипажа был Этторе Гуиццарди, механик и помощник князя Боргезе. О нём Бардзини писал так: «Не просто профессиональный, а прирожденный шофер. Сын железнодорожного механика, он с рождения знаком с машинами, сразу же понимает их, к какому бы роду они ни принадлежали. Точно заводчик своим лошадям, он дает им оценку с первого взгляда».
Кстати, макет знаменитой «Италы», установленный в Кирове, создавался в соответствии с подробнейшим описанием, данным Луиджи Бардзини:
«Чтобы колеса лучше сопротивлялись оседанию, их оснастили пневматическими шинами большего диаметра, изготовленными на миланской фабрике «Пирелли». Князь настаивал, чтобы все в автомобиле было итальянского производства.
В кузове два передних сиденья предназначались для князя и шофера, а одно заднее — для меня. По обе стороны от моего места располагались продолговатые цилиндрические емкости для бензина, каждая на 200 литров, которые крепились с помощью стальных колец. За сиденьем находился ящик с инструментами и запчастями, похожий на короб передка, на котором транспортируют артиллерийские орудия. На ящике размещалась третья цилиндрическая емкость — для запасов воды. Тут же крепился багаж, обвязанный веревкой.
Недостаток места и необходимость не перегружать заднюю часть автомобиля, который и без того был тяжел, вынуждали нас ограничиться самым необходимым — не больше 15 килограммов на человека. Под моим сиденьем находился масляный бак на 100 литров, из которого наружу выходила сливная труба с краном. Под передними сиденьями лежал большой ящик для провианта, заполненный в основном мясными консервами из Чикаго.
Характерной особенностью автомобиля были защитные стенки — четыре длинные, прочные, обитые железом доски, которые крепились на подножках с помощью шарниров. Они легко снимались и могли служить мостками, если требовалось пройти по воде, болоту или пескам.
В целом же наш автомобиль, которому среди прочих не было равных, выглядел одновременно странно и страшно. С одной стороны, он производил впечатление броневика — орудия войны. Однако большие баки с бензином делали его безобидным, превращая в подобие поливальной машины».
Благодаря такой обстоятельной подготовке «Itala» уже с первых дней вырвалась вперед. За ней, безнадёжно отставая от лидера, шли остальные участники марафона. Сейчас нам даже трудно себе представить сколько сил, мужества и упрямства нужно было его участникам, чтобы преодолеть всю его дистанцию.
Машины застревали в болотах, на мостах, падали в реку вместе с пассажирами. В Китае путешественников могли в любой момент заподозрить в шпионаже и казнить. В Сибири гуляли бандитские формирования, им были весьма интересны участники международного ралли, у которых с собой имелись крупные суммы наличных. Путешественникам даже выдали по револьверу. Машины вязли в грязи и песках, не могли преодолеть овраги и падали с шатких мостов, их постоянно приходилось ремонтировать. Трехколесный «конталь» сошел с маршрута — застрял навеки в пустыне Гоби.
Но всё же главную опасность представляли собой дороги, вернее их отсутствие. Вот как описывает один из таких случаев в своих записках Луиджи Бардзини:
«После обеда стали чаще возникать трудности. Дорога, ведущая через бесконечные леса, стала настолько плохой, что нам приходилось ехать со скоростью всего пятнадцать, а зачастую и вовсе десять километров в час. Кузов скрипел и с каждым ударом подпрыгивал вверх, будто хотел разлететься на куски.
Во время движения вниз по крутому склону, когда был задействован только этот тормоз, мы почувствовали сильный толчок и услышали металлический лязг в передней части автомобиля. Машина остановилась поперек дороги.
Мы выпрыгнули.
— Что теперь? — в ужасе воскликнули мы, поняв по звуку, какой ущерб нанесен...Задние рессоры оказались сломаны! Каждая рессора состояла из девяти рессорных листов, из которых слева лопнули три, справа — пять.
Становилось темно, а ремонтные работы посреди леса всё еще продолжались. Печальный вечер для нас. Если двигатель, трансмиссия, шаровые шарниры, карданный вал, соединения шасси, вся механическая часть в порядке, в хорошем состоянии, новые, крепкие и надежные, кто задумывается об остальном? Когда сердце, желудок и все жизненно важные органы человека здоровы и хорошо функционируют, кто думает о ногах? И все же именно ноги нашего автомобиля захворали — фатальный недуг, когда впереди еще долгий путь...»
К счастью, благодаря мастерству Этторе Гуиццарди, все поломки удавалось устранить. К слову, князь Шипионе Боргезе не только был за рулем большую часть дороги — он помогал механику, не гнушался выталкивать машину из болота и вытягивать с помощью троса после падения с моста. Он же, благодаря знанию языков и природному обаянию, организовывал общение с местными жителями, чиновниками, журналистами.
Часть маршрута пролегала через Вятскую губернию, город Малмыж. Вначале он не произвёл на уставших путешественников особого впечатления:
«Маленький городок на реке Вятке, который произвел на нас такое впечатление, словно в нем живет только дюжина чиновников, аптекарь и два жандарма. Жизнь в Малмыже, должно быть, не особенно увлекательна», - писал Бардзини. Но буквально через несколько часов перед путниками открылся великолепный пейзаж. «Повсюду среди зелени виднелись деревни — татарские и христианские, возвышались стройные минареты и звонницы, сверкали полумесяцы и кресты, красочно перемешанные в глубоком покое полей. Жители, казалось, нарядились к великому празднику. Это был сенокос. Разнообразие национальных костюмов было удивительным».
«Итала» пересекла всю Азию и не отступила перед трудностями. Участок пути по России был пройден по шпалам транссибирской железной дороги, а однажды в Сибири под автомобилем проломился мост, и машину пришлось разбирать, чтобы поднять на дорогу. Аналогичный способ применили, когда «Итала» увязла в болоте. Когда же у машины сломался обод колеса, его починил безымянный русский умелец.
«Итала» лидировала на всём пути. В Иркутске она уже выглядела совсем непарадно: тяжелое путешествие побило машину, а ее яркая краска потускнела. Возле Москвы автомобиль был уже «цвета земли», но двигатель не подводил. Боргезе был настолько уверен в машине и ее команде, что отклонился от маршрута на сотни километров, съездив на торжественный ужин в его честь в Санкт-Петербург. Затем он вернулся на маршрут и в конце уверенно победил, добравшись первым до Парижа. Следующие участники ралли прибыли в Париж спустя две недели после финиша «Италы».
Князь Шипионе Боргезе под звуки торжественного марша из оперы «Аида» получил главный приз - банковский чек на сто тысяч франков и большую бутылку шампанского. Именно с этого момента вручать большую бутылку шампанского победителям автогонок стало традицией. После этой славной победы ярко-красный цвет его «италы» стал цветом итальянской национальной гоночной команды. После 1920-х годов именно его своим фирменным оттенком сделали итальянские автопроизводители Alfa Romeo, Lancia, Maserati и Ferrari.
Маршрут 1907 года остался непревзойденным. За последние 30 лет несколько ралли претендовали на то, чтобы следовать по этому пути, но каждый раз приходилось что-то менять. Путешествие из Пекина в Париж по-прежнему уникальное и единственное в своем роде.
Сегодня легендарная «Итала» князя Боргезе в рабочем и полностью исправном состоянии хранится в музее Бискаретти ди Руффиа в Турине. А его кованая копия в металле стоит на улице Спасской в Кирове и является одним из излюбленных арт-объектов города у жителей и многочисленных туристов.
Кстати, как настоящий автомобиль, модель «Италы» даже попала в ДТП. В начале марта 2022 года в копию ретроавтомобиля на пешеходной улице врезался молодой человек на автомобиле «Инфинити». Арт-объект пришлось демонтировать и чинить. Но через несколько месяцев машина вновь заняла свое место и кировчане встретили её с таким же восторгом, как когда-то зрители ралли «Пекин-Париж».