Найти в Дзене

В Париж через Малмыж. Сквозь пустыню, леса и болота

История о больших гонках, трудностях и упорстве и об иностранных машинах на российских дорогах Часть 1 Часть 2 Итак, гонка торжественно стартовала в Пекине 10 июня 1907 года. Протяженность маршрута составляла более 15 тысяч километров, он пролегал через Китай, Монголию (пустыня Гоби) и Россию (Восточная и Западная Сибирь, Европейская часть, в том числе и через небольшой участок Вятской губернии в районе города Малмыжа). Стоит отметить, что маршрут был проложен по линиям телеграфной связи. Никаких навигаторов в ту пору, конечно же, не было. Не забудем о том, что гонку организовали представители СМИ. Поэтому в каждом автомобиле в качестве пассажира присутствовал журналист, который регулярно отправлял материалы о гонке через лежащие на маршруте телеграфные станции. В экипаже «Италы» эту функцию исполнял корреспондент «Коррьерре делла Сера» и «Дейли Телеграф» Луиджи Бардзини. Именно благодаря его путевым запискам впоследствии была опубликована книга «Из Пекина в Париж», наполненная сотня

История о больших гонках, трудностях и упорстве и об иностранных машинах на российских дорогах

Часть 1

Часть 2

Старт ралли в Пекине 10 июня 1907 года. Фото из открытых источников
Старт ралли в Пекине 10 июня 1907 года. Фото из открытых источников

Итак, гонка торжественно стартовала в Пекине 10 июня 1907 года. Протяженность маршрута составляла более 15 тысяч километров, он пролегал через Китай, Монголию (пустыня Гоби) и Россию (Восточная и Западная Сибирь, Европейская часть, в том числе и через небольшой участок Вятской губернии в районе города Малмыжа). Стоит отметить, что маршрут был проложен по линиям телеграфной связи. Никаких навигаторов в ту пору, конечно же, не было.

Карта пробега. Фото из открытых источников
Карта пробега. Фото из открытых источников

Не забудем о том, что гонку организовали представители СМИ. Поэтому в каждом автомобиле в качестве пассажира присутствовал журналист, который регулярно отправлял материалы о гонке через лежащие на маршруте телеграфные станции. В экипаже «Италы» эту функцию исполнял корреспондент «Коррьерре делла Сера» и «Дейли Телеграф» Луиджи Бардзини. Именно благодаря его путевым запискам впоследствии была опубликована книга «Из Пекина в Париж», наполненная сотнями фотографий. Книга, впервые изданная в 1908 году, была переведена на десятки разных языков и вошла в разряд мировых бестселлеров, которые принято было иметь в каждой семье и дарить юношам в день их совершеннолетия.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Третьим участником экипажа был Этторе Гуиццарди, механик и помощник князя Боргезе. О нём Бардзини писал так: «Не просто профессиональный, а прирожденный шофер. Сын железнодорожного механика, он с рождения знаком с машинами, сразу же понимает их, к какому бы роду они ни принадлежали. Точно заводчик своим лошадям, он дает им оценку с первого взгляда».

Команда «Италы» слева направо: Луиджи Бардзини, Этторе Гуиццарди, Шипионе Боргезе. Фото из открытых источников
Команда «Италы» слева направо: Луиджи Бардзини, Этторе Гуиццарди, Шипионе Боргезе. Фото из открытых источников

Кстати, макет знаменитой «Италы», установленный в Кирове, создавался в соответствии с подробнейшим описанием, данным Луиджи Бардзини:

«Чтобы колеса лучше сопротивлялись оседанию, их оснастили пневматическими шинами большего диаметра, изготовленными на миланской фабрике «Пирелли». Князь настаивал, чтобы все в автомобиле было итальянского производства.

В кузове два передних сиденья предназначались для князя и шофера, а одно заднее — для меня. По обе стороны от моего места располагались продолговатые цилиндрические емкости для бензина, каждая на 200 литров, которые крепились с помощью стальных колец. За сиденьем находился ящик с инструментами и запчастями, похожий на короб передка, на котором транспортируют артиллерийские орудия. На ящике размещалась третья цилиндрическая емкость — для запасов воды. Тут же крепился багаж, обвязанный веревкой.

Недостаток места и необходимость не перегружать заднюю часть автомобиля, который и без того был тяжел, вынуждали нас ограничиться самым необходимым — не больше 15 килограммов на человека. Под моим сиденьем находился масляный бак на 100 литров, из которого наружу выходила сливная труба с краном. Под передними сиденьями лежал большой ящик для провианта, заполненный в основном мясными консервами из Чикаго.

Характерной особенностью автомобиля были защитные стенки — четыре длинные, прочные, обитые железом доски, которые крепились на подножках с помощью шарниров. Они легко снимались и могли служить мостками, если требовалось пройти по воде, болоту или пескам.

В целом же наш автомобиль, которому среди прочих не было равных, выглядел одновременно странно и страшно. С одной стороны, он производил впечатление броневика — орудия войны. Однако большие баки с бензином делали его безобидным, превращая в подобие поливальной машины».

Благодаря такой обстоятельной подготовке «Itala» уже с первых дней вырвалась вперед. За ней, безнадёжно отставая от лидера, шли остальные участники марафона. Сейчас нам даже трудно себе представить сколько сил, мужества и упрямства нужно было его участникам, чтобы преодолеть всю его дистанцию.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Машины застревали в болотах, на мостах, падали в реку вместе с пассажирами. В Китае путешественников могли в любой момент заподозрить в шпионаже и казнить. В Сибири гуляли бандитские формирования, им были весьма интересны участники международного ралли, у которых с собой имелись крупные суммы наличных. Путешественникам даже выдали по револьверу. Машины вязли в грязи и песках, не могли преодолеть овраги и падали с шатких мостов, их постоянно приходилось ремонтировать. Трехколесный «конталь» сошел с маршрута — застрял навеки в пустыне Гоби.

Но всё же главную опасность представляли собой дороги, вернее их отсутствие. Вот как описывает один из таких случаев в своих записках Луиджи Бардзини:

«После обеда стали чаще возникать трудности. Дорога, ведущая через бесконечные леса, стала настолько плохой, что нам приходилось ехать со скоростью всего пятнадцать, а зачастую и вовсе десять километров в час. Кузов скрипел и с каждым ударом подпрыгивал вверх, будто хотел разлететься на куски.

Во время движения вниз по крутому склону, когда был задействован только этот тормоз, мы почувствовали сильный толчок и услышали металлический лязг в передней части автомобиля. Машина остановилась поперек дороги.

Мы выпрыгнули.

— Что теперь? — в ужасе воскликнули мы, поняв по звуку, какой ущерб нанесен...Задние рессоры оказались сломаны! Каждая рессора состояла из девяти рессорных листов, из которых слева лопнули три, справа — пять.

Становилось темно, а ремонтные работы посреди леса всё еще продолжались. Печальный вечер для нас. Если двигатель, трансмиссия, шаровые шарниры, карданный вал, соединения шасси, вся механическая часть в порядке, в хорошем состоянии, новые, крепкие и надежные, кто задумывается об остальном? Когда сердце, желудок и все жизненно важные органы человека здоровы и хорошо функционируют, кто думает о ногах? И все же именно ноги нашего автомобиля захворали — фатальный недуг, когда впереди еще долгий путь...»

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

К счастью, благодаря мастерству Этторе Гуиццарди, все поломки удавалось устранить. К слову, князь Шипионе Боргезе не только был за рулем большую часть дороги — он помогал механику, не гнушался выталкивать машину из болота и вытягивать с помощью троса после падения с моста. Он же, благодаря знанию языков и природному обаянию, организовывал общение с местными жителями, чиновниками, журналистами.

Шипионе Боргезе за рулём «Itala». Фото из открытых источников
Шипионе Боргезе за рулём «Itala». Фото из открытых источников

Часть маршрута пролегала через Вятскую губернию, город Малмыж. Вначале он не произвёл на уставших путешественников особого впечатления:

«Маленький городок на реке Вятке, который произвел на нас такое впечатление, словно в нем живет только дюжина чиновников, аптекарь и два жандарма. Жизнь в Малмыже, должно быть, не особенно увлекательна», - писал Бардзини. Но буквально через несколько часов перед путниками открылся великолепный пейзаж. «Повсюду среди зелени виднелись деревни — татарские и христианские, возвышались стройные минареты и звонницы, сверкали полумесяцы и кресты, красочно перемешанные в глубоком покое полей. Жители, казалось, нарядились к великому празднику. Это был сенокос. Разнообразие национальных костюмов было удивительным».

«Итала» пересекла всю Азию и не отступила перед трудностями. Участок пути по России был пройден по шпалам транссибирской железной дороги, а однажды в Сибири под автомобилем проломился мост, и машину пришлось разбирать, чтобы поднять на дорогу. Аналогичный способ применили, когда «Итала» увязла в болоте. Когда же у машины сломался обод колеса, его починил безымянный русский умелец.

«Итала» лидировала на всём пути. В Иркутске она уже выглядела совсем непарадно: тяжелое путешествие побило машину, а ее яркая краска потускнела. Возле Москвы автомобиль был уже «цвета земли», но двигатель не подводил. Боргезе был настолько уверен в машине и ее команде, что отклонился от маршрута на сотни километров, съездив на торжественный ужин в его честь в Санкт-Петербург. Затем он вернулся на маршрут и в конце уверенно победил, добравшись первым до Парижа. Следующие участники ралли прибыли в Париж спустя две недели после финиша «Италы».

Встреча «Италы» в Париже. Фото из открытых источников
Встреча «Италы» в Париже. Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Князь Шипионе Боргезе под звуки торжественного марша из оперы «Аида» получил главный приз - банковский чек на сто тысяч франков и большую бутылку шампанского. Именно с этого момента вручать большую бутылку шампанского победителям автогонок стало традицией. После этой славной победы ярко-красный цвет его «италы» стал цветом итальянской национальной гоночной команды. После 1920-х годов именно его своим фирменным оттенком сделали итальянские автопроизводители Alfa Romeo, Lancia, Maserati и Ferrari.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Маршрут 1907 года остался непревзойденным. За последние 30 лет несколько ралли претендовали на то, чтобы следовать по этому пути, но каждый раз приходилось что-то менять. Путешествие из Пекина в Париж по-прежнему уникальное и единственное в своем роде.

-17

Сегодня легендарная «Итала» князя Боргезе в рабочем и полностью исправном состоянии хранится в музее Бискаретти ди Руффиа в Турине. А его кованая копия в металле стоит на улице Спасской в Кирове и является одним из излюбленных арт-объектов города у жителей и многочисленных туристов.

Кстати, как настоящий автомобиль, модель «Италы» даже попала в ДТП. В начале марта 2022 года в копию ретроавтомобиля на пешеходной улице врезался молодой человек на автомобиле «Инфинити». Арт-объект пришлось демонтировать и чинить. Но через несколько месяцев машина вновь заняла свое место и кировчане встретили её с таким же восторгом, как когда-то зрители ралли «Пекин-Париж».