Найти тему

Советская военная авиация в начале Великой Отечественной войны.II.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Основные усилия бомбардировочной авиации ВВС РККА были направлены на оказание поддержки наступающим и обороняющимся советским войскам, противодействие мощным танковым группировкам противника, нанесение ударов по его аэродромам и скоплениям войск. Так, 25 июня 1941 года 236 бомбардировщиков и 224 истребителя ВВС Северного фронта совместно с ВВС Балтийского и Северного флотов нанесли первый массированный удар по 19 аэродромам Финляндии. Застигнутый врасплох противник не смог организовать противодействие. В результате советские летчики выполнили прицельное бомбометание по стоянкам самолетов, складам горючего и боеприпасов. На аэродромах был уничтожен 41 самолет противника. Советская авиация потерь не имела. В последующие пять суток по этим же и вновь выявленным воздушной разведкой аэродромам было нанесено еще несколько ударов. В общей сложности атакам подверглись 39 аэродромов, при этом было уничтожено 130 финских самолетов. 8 июля 1941 г. воздушной бомбардировке одновременно подверглись 42 аэродрома противника в широкой полосе советско-германского фронта. Были задействованы ВВС пяти фронтов (бывших округов) и дальнебомбардировочная авиация. В ходе этих полетов только ВВС Западного фронта уничтожили 54 немецких самолета. Распределение советской авиации, в том числе бомбардировочной, между армиями и округами, равномерное распределение сил авиации вдоль границы лишило их способности к маневру, к концентрации усилий на главных направлениях. В результате неумения командующих армиями и фронтами эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении силы авиации, бомбардировочные полки действовали разрозненно, зачастую силами 1–2 эскадрилий и нередко без истребительного прикрытия. Состоявшие на их вооружении двухмоторные бомбардировщики СБ и Ар-2 имели слабое оборонительное вооружение, вследствие чего бомбардировочные части несли большие потери. Дальнебомбардировочная авиация приступила к боевым действиям с первых дней войны. Уже 23 июня 1941 г. экипажи дальней авиации и ВВС Балтийского и Черноморского флотов бомбили объекты Данцига, Кенигсберга, Варшавы, Кракова, Бухареста. Соединения 4-го авиакорпуса дальнебомбардировочной авиации и ВВС Черноморского флота с 26 июня по 18 августа 1941 г. наносили бомбовые удары по нефтяным районам Румынии, совершив более 180 самолето-вылетов.

Большой психологический эффект имело появление в августе 1941 г. советских бомбардировщиков в небе над Берлином. За период с 8 августа по 4 сентября 1941 г. на Берлин было совершено 10 налетов (около 90 самолето-вылетов), сброшены десятки тонн бомб. Впрочем, удары по глубокому тылу противника в ходе всей войны, и начального ее периода в частности, не превышали 3,15% всех самолето-вылетов, совершенных дальнебомбардировочной авиацией. К сожалению, в начальный период войны из-за недостатка фронтовой авиации ее чаще всего использовали для поддержки сухопутных войск. Дальнебомбардировочная авиация помогала войскам сдерживать натиск противника, прорывать его оборону, уничтожать группировки войск. Сосредоточенные удары тяжелыми бомбами по огневым средствам, танковым колоннам, переправам сковывали действия противника, снижали темп его наступления. Так, например, вечером 4 июля 1941 г. воздушная разведка установила, что под Бобруйском сосредоточились танки для форсирования реки Березины и дальнейшего развития наступления на Москву. В этот район была направлена эскадрилья ТБ-3 под командованием майора П. Грабовского. Выйдя на цель из облаков с приглушенными двигателями, экипажи внезапно сбросили бомбы и вывели из строя понтонную переправу. Ампулы с зажигательной смесью вызвали пожары, загорелись танки и автомашины. Переправа бездействовала несколько часов. В конце августа в районе Стародуб и Новгород-Северский совместно с ВВС Брянского и Резервного фронтов до 450 экипажей дальнебомбардировочной авиации в течение шести суток принимали участие в воздушной операции в целях разгрома 2-й танковой группы противника. В те дни с большим напряжением действовали полки 42-й и 52-й авиадивизий (командиры — полковники М. Х. Борисенко и А. М. Дубошин). Ежедневно экипажи совершали по 4–5 вылетов. Командующий войсками Брянского фронта — по 4–5 вылетов. Командующий войсками Брянского фронта генерал А. И. Еременко сообщал в Ставку: «Только 30–31 августа… сброшено 4500 различных бомб, уничтожено более 100 танков, 20 бронетранспортеров, сбито в воздухе 55 немецких самолетов». 26 июня 1941 г. 207-й дальнебомбардировочный авиаполк получил задание нанести удар по танковой колонне, двигавшейся по дороге Молодечно—Радошковичи. При выполнении второго захода на колонну самолет командира эскадрильи Н. Ф. Гастелло был подбит и загорелся. Попытки летчика сбить пламя оказались безуспешными. Экипаж мог выброситься с парашютом, но воздушные бойцы приняли другое решение — таранить вражеские танки. Самолет с работающими двигателями врезался в колонну вражеской техники, уничтожив несколько танков и бензоцистерн. Вместе с Н. Ф. Гастелло погибли члены экипажа самолета: А. А. Бурденюк, Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин. Подвиг экипажа Н. Ф. Гастелло во время войны повторили шесть экипажей дальнебомбардировочной авиации. Анализ потерь, нанесенных дальнебомбардировочной авиацией в начальный период войны, показывает, что их основными причинами являлись: применение устаревших бомбардировщиков днем, на небольших высотах, при сильном противодействии зенитных средств ПВО и истребителей противника; полеты без сопровождения и прикрытия истребителями; отсутствие бронирования жизненно важных мест самолета и кабин экипажа; отсутствие на самолетах командных радиостанций, невысокая культура управления строем бомбардировщиков в воздухе; слабое стрелковое оружие; ошибки экипажей (невнимательное наблюдение за воздушной обстановкой, несоблюдение правил полета в строю), отсутствие боевого опыта, неудовлетворительное взаимодействие с войсками ПВО. Большинство потерь было понесено при действиях над полем боя и в глубине до 4–5 км от линии фронта, на низких высотах (800–1000 м).

Поэтому советские ВВС в целом были большим и громоздким инструментом с малой боевой ценностью, любой элемент которого мог быть уничтожен люфтваффе в течение нескольких недель после того, как он оказывался в зоне действия немецких самолетов. Не будь у Советского Союза такой большой территории, позволявшей осуществлять реорганизацию, обучение и пополнение частей в безопасных районах вне досягаемости люфтваффе и не будь таких больших людских и материальных резервов, советская авиация никогда бы не оправилась от удара, нанесенного ей в начале войны». С мнением германского генерала относительно громоздкой структуры советских ВВС совпадала и оценка этой структуры Ставкой Верховного главнокомандования (ВГК). В директивном письме Ставки ВГК от 15 июля 1941 г. отмечалось, что существующие авиационные соединения тяжеловесны, не пригодны для маневренных боев, громоздкость этих соединений мешает рассредоточению самолетов на аэродромах и облегчает противнику их уничтожение на земле. Опыт показал, что полк (30 самолетов) и дивизия (два полка) являются наилучшей формой организации, позволяющей наиболее оперативно управлять и маневрировать ими в бою.

Продолжение следует…