Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляют собой разнообразную группу, включающую различные нарушения, такие как нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и комплексные нарушения развития.
Основные особенности детей с ОВЗ:
- Низкий уровень восприятия: Требуется больше времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточные знания об окружающем мире.
- Недостаточно сформированные пространственные представления: Трудности в анализе формы, установлении симметричности, расположении конструкций на плоскости.
- Неустойчивое внимание: Трудности в переключении с одной деятельности на другую, слабая интеллектуальная активность, несовершенство навыков самоконтроля.
- Ограниченная память: Преобладание кратковременной памяти над долговременной, механической над логической, наглядной над словесной.
- Сниженная познавательная активность: Замедленный темп переработки информации, недостаточная сформированность учебных умений.
Типичные затруднения у детей с ОВЗ:
- Отсутствие мотивации к познавательной деятельности.
- Ограниченные представления об окружающем мире.
- Низкий темп выполнения заданий.
- Необходимость постоянной помощи взрослого.
- Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).
- Низкий уровень развития речи и мышления.
- Трудности в понимании инструкций.
- Инфантилизм.
- Нарушение координации движений.
- Низкая самооценка.
- Повышенная тревожность.
Таким образом, дети с ОВЗ требуют особого внимания и подхода к воспитанию, учитывая их специфические особенности и потребности.