Социализация- одна из больных тем многих родителей. Именно ее принято преподносить на золотом подносе с ажурной каемочкой. Прекрасно помню, как несколько лет назад, врачи-неврологи не раз рассказывали мне прекрасные и радужные истории, как общество исправляла нарушения у сложных детей. Отдали малыша с синдромом Дауна в детский сад, и развитие у него резко побежало вперед, а не отдали бы так и сидел наедине с собой. Да, не на норму, но зато в обществе жить научился, на других посмотрел, и родителям в три раза легче стало. Вообще подобные истории всегда очень приятно слышать, и хочется верить, в их правдивость. Вот только проблема далеко не всегда решается так просто и доступно.
Очень многие мамы искренне верят в процесс социализации. Устали они от домашних истерик и непонимания, кажется им что детский сад обязательно поможет. Да, ребенок особенный, но и сад они выбрали не простой, а коррекционный. В нем собрана целая команда специалистов. Есть и логопеды и дефектологи, и педагоги в группе имеют коррекционное образование. Все-таки образовательный маршрут специалисты пишут, не просто же так они на местах сидят.
На деле картина оборачивается совсем иным образом. Ребенок вдруг оказывается неугодным, начинают его потихонечку выжимать. Методов тут много. От ежедневных вызовов родителей на беседу с воспитателем, до коллективных жалоб родителей других сложных детей. О какой трудовой деятельности может идти речь, если мама бегает по таким собеседованиям больше, чем по профессиональным. Да и куда податься, если сад и так коррекционный. К сожалению, чаще всего выживают именно активных деток. Тех, что обладают неконтролируемым поведением, могут обидеть сверстника или залезть рукой в кастрюлю с горячей кашей. Тех, что устраивают длительные и сложные истерики без возможности переключиться и отвлечь. А вот тихие и спокойные дети всегда в приоритете. Пусть данный ребенок вообще не говорит, или в шесть лет изъясняется парой штамповых эхо фраз, главное, что он сидит в своем углу, третий год катает свою машинку по полу, или крутит веревочку у скатерти с кукольного стола тихо и спокойно. Нужно отвести на занятия идет, нужно открыть рот откроет, главное покажи наглядно, или сам своей рукой отведи и открой. Ничего, что речь не понимает, он и на ситуацию ориентироваться научился. Живет по расписанию, на завтрак каша, на обед суп- лепота, да и только. Таким детям рады в любом учреждении. Платят за них хорошо, а динамику той самой социализации никто в принципе никому не обещал. Как заметила одна из мам подобных деток, с которыми я работаю: "За три года в детском коррекционном саду и год в школе мой ребенок освоил только два новых слова-матерных, зато стоит отдать должное употребляет их к месту. Вот и вся социализация".
А теперь давайте посмотрим почему развитие ребенка идет так медленно и прилипает к нему вместо хорошего поведения совершенно обратное.
Детям с особенностями развития очень сложно дается оценка окружающей действительности. Если попробовать передать данный процесс простым языком, то его можно сравнить с просмотров кинопленки фильма ужасов. Помните в свое время был такой психологический триллер "Звонок", где девочка с закрытыми волосами лицом вылезала из колодца. В фильме фигурирует нарезка кадров с различными ситуациями. То женщина расчесывает волосы, то лошади бегут по полю, то одинокое дерево сбрасывает листву на колодец, кажется, что связи между сюжетами нет никакой. Вот только в конце фильма главный герой разгадывает цепочку ассоциаций. Мир нашего ребенка подобен вот этому набору кадров, только нет в нем того, кто поможет ему наполнить их ассоциативным смыслом и связать воедино.
Здесь понял, тут не понял, зачем этот процесс был нужен вообще не понятно, тут вижу тарелку с кашей-иду есть. Тут почему-то нужно надеть куртку, а не идти гулять так, зачем куртка, и не важно, что все одевают они для меня просто серый фон я ни на кого не смотрю. Не стал одевать, почему-то отругали, поставили в угол. Что такое угол- стена, синяя или желтая, спокойно в ней. Не хочу стоять пойду отсюда, снова наказали вернули, почему вернули, почему должен стоять, что им от меня надо или не надо. Ребенок видит происходящее, но не понимает, что он видит. Вот с дерева падают листья, почему падают- хрен знает. Ноги намокли, дискомфортно, буду плакать, но на следующий день буду требовать те же рваные ботинки. Почему те же? Нет параллели между плохой обувью и дискомфортом. Мальчики дерутся, а мне весело, вон как прыгают друг вокруг друга, тоже попрыгаю и похохочу, похлопаю в ладоши, праздник, наверное. И ничего, что нос разбили, так даже веселее, все равно что грим, мажут же им лица не елках.
Социализация, это сложный процесс и увы чаще всего невозможно просто взять и окунуть в него особого малыша. Он быстро начнет тонуть в разрозненных осколках восприятия и своего нарушения. Для социализации нужна база, база индивидуального развития и занятий, к сожалению, далеко не каждый ребенок может осознать и прочувствовать видимый и слышимый мир. Скажете, но плохое же быстро прилипает, и в этом тоже есть коррекционная подоплека. Плохое слово вызывает бурную реакцию окружающих привлекая внимание к себе и своему значению, внимание есть актуализация навыка. Так и выходит, что плохое прилипает быстро, а хорошее крайне медленно.
Мир особого ребенка сложен и непонятен. Как недавно сказала другая моя мама: "Когда я могу осознать себя и свое я, разобраться в действительности- я могу жить". Мне кажется, это лучшее описание смысла процесса социализации для сложного ребенка.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.