Сенсационная находка у берегов Картахены
В декабре 2015 года мир кладоискателей всколыхнула невероятная новость: правительство Колумбии официально подтвердило обнаружение легендарного галеона "Сан-Хосе" у берегов Картахены. Этот корабль, затонувший более 300 лет назад, давно считался "святым Граалем" охотников за сокровищами. Причина такого ажиотажа кроется в баснословной ценности груза, который перевозил "Сан-Хосе".
По различным оценкам, стоимость сокровищ на борту галеона варьируется от 1 до 20 миллиардов долларов США в современном эквиваленте. Трюмы корабля были заполнены золотыми и серебряными монетами, а также драгоценными камнями, в частности изумрудами, добытыми в шахтах Перу. Неудивительно, что новость о находке мгновенно спровоцировала международный скандал, втянув в спор за права на сокровища несколько стран и организаций.
Битва за подводное наследство
История поиска "Сан-Хосе" уходит корнями в прошлое. Еще в 1981 году американская компания Sea Search Armada заявила об обнаружении места крушения галеона. Однако колумбийские власти не смогли проверить предоставленные фирмой координаты. Вместо этого правительство Колумбии приняло закон, согласно которому все находки в территориальных водах страны автоматически становятся ее собственностью.
Sea Search Armada пыталась оспорить это решение в суде, но американская Фемида признала законность требований Колумбии. Теперь, когда местонахождение "Сан-Хосе" подтверждено официально, к спору присоединилась Испания. Мадрид аргументирует свои претензии тем, что 300 лет назад галеон ходил под испанским флагом, а погибшие на его борту моряки служили королю Филиппу V.
Разрешение этого спора, вероятно, затянется на долгие годы. К тому же, сам процесс подъема галеона - дело не ближайшего будущего. Учитывая историческую ценность находки (включая сам корпус корабля), извлечение сокровищ будет производиться с максимальной осторожностью под строгим контролем ученых.
Загадка "Сан-Хосе": сколько стоит легенда?
Точная стоимость груза "Сан-Хосе" остается предметом жарких дебатов. По одним данным, галеон перевозил от 7 до 10 миллионов испанских песо в золотых и серебряных монетах. Другие источники говорят о 11 миллионах золотых дублонов. И это без учета изумрудов, ценность которых также колоссальна.
Колумбийские власти неоднократно меняли оценку стоимости сокровищ, называя суммы от 1 до 17 миллиардов долларов США. Американские эксперты более консервативны в своих прогнозах и оценивают находку примерно в 3 миллиарда долларов. Тем временем, народная молва раздула стоимость содержимого трюмов "Сан-Хосе" до фантастических 20 миллиардов.
Научное сообщество также выражает сомнения и требует от правительства Колумбии более убедительных доказательств того, что обнаруженный галеон действительно является "Сан-Хосе". Подводный археолог Фредерик Хансельман из Техасского государственного университета призывает к большей прозрачности и предоставлению дополнительных фактов. Колумбийские власти, ссылаясь на соображения безопасности, отказываются разглашать точные координаты находки. Единственное, что стало известно - галеон был идентифицирован по характерным пушкам.
От верфи до морского дна: история "Сан-Хосе"
История "Сан-Хосе" началась в 1696 году, когда на севере Испании были спущены на воду два галеона-близнеца: "Сан-Хосе" и "Сан-Хоакин". Эти величественные корабли водоизмещением более 1000 тонн, вооруженные 64 пушками каждый, представляли собой вершину корабельного искусства своего времени.
Их создание было обусловлено острой необходимостью Испании наладить бесперебойный вывоз сокровищ из колоний Нового Света в Европу. Страна переживала сложный период своей истории и сильно зависела от американского золота, серебра и драгоценных камней. Однако путь через Атлантику был полон опасностей: испанские галеоны часто становились добычей английского флота или пиратов.
Для защиты ценных грузов испанцы создали специальный "флот Индий", известный также как Серебряный флот или Золотая флотилия. Тяжелогруженые сокровищами галеоны отправлялись в путь в сопровождении нескольких боевых кораблей. Однако даже эти меры не всегда гарантировали безопасность испанских богатств.
Роковой бой: "атака Уэйджера"
Судьба "Сан-Хосе" была предрешена в начале XVIII века, когда разгорелась Война за испанское наследство. Этот масштабный конфликт был вызван восхождением на испанский престол Филиппа Анжуйского, внука французского короля Людовика XIV. Коронация Филиппа V в 1700 году создала угрозу объединения Испании и Франции под одной короной, что категорически не устраивало другие европейские державы, в первую очередь Священную Римскую империю, Англию и Голландию.
В этих условиях плавание испанских галеонов в Карибском море стало еще опаснее. Английские эскадры постоянно выслеживали и атаковали испанские корабли, стремясь перехватить ценные грузы. Именно в такой ситуации "Сан-Хосе" встретил свой последний час в июне 1708 года во время так называемой "атаки Уэйджера".
Сэр Чарльз Уэйджер, командовавший эскадрой из четырех английских военных кораблей, устроил засаду на испанскую флотилию, вышедшую из Портобело. Испанцы направлялись на соединение с французскими кораблями, которые должны были обеспечить защиту сокровищ на пути в Европу.
Ядро испанской флотилии составляли три мощных галеона: "близнецы" "Сан-Хосе" и "Сан-Хоакин", а также 44-пушечный "Санта-Крус". Их сопровождали 14 торговых судов и один легковооруженный парусник.
8 июня 1708 года около 5 часов вечера начался ожесточенный морской бой. Первым под удар попал "Сан-Хоакин", которому после длительной перестрелки удалось уйти в сторону Картахены. Англичане преследовали его всю ночь, но галеон сумел достичь безопасной гавани.
"Сан-Хосе" оказался менее удачлив. Он принял на себя удар самого мощного английского фрегата - 70-пушечного "Экспедишена". В течение полутора часов корабли обменивались залпами с расстояния всего 60 метров. Развязка наступила, когда одно из английских ядер попало прямо в пороховой трюм "Сан-Хосе".
Последовал чудовищный взрыв, и галеон стремительно ушел на дно. Из 600 человек, находившихся на его борту, спаслись лишь 11. Покончив с "Сан-Хосе", англичане устремились в погоню за третьим галеоном, который настигли глубокой ночью. Взяв корабль на абордаж, они обнаружили на нем довольно скромный груз - всего 13 сундуков с золотом и 14 серебряных слитков.
Несмотря на то, что Уэйджеру удалось сорвать перевозку крупной партии сокровищ в Европу, сам капитан считал свою атаку неудачной, так как позволил уйти одному из галеонов. Однако "атака Уэйджера" была лишь одним из эпизодов длительной войны, которая продолжалась почти полтора десятилетия.
По итогам этого конфликта Франция и Испания были вынуждены подписать соглашение, разрывавшее их династический союз. Филипп V остался королем Испании, но утратил права на французский престол. Одной из причин поражения стали экономические проблемы, вызванные, в том числе, потерей многочисленных галеонов с сокровищами.
Сегодня дно Карибского моря хранит тайны множества затонувших испанских кораблей. По различным оценкам, их количество может достигать от 1200 до 4000. Конечно, не все они несут столь же богатые сокровища, как "Сан-Хосе". Но можно с уверенностью сказать, что охотникам за подводными богатствами хватит работы еще на долгие годы.
Открытие "Сан-Хосе" не только возродило интерес к морской археологии и истории колониальной эпохи, но и поставило перед мировым сообществом важные вопросы о праве собственности на исторические артефакты и о том, как наилучшим образом сохранить и изучить это уникальное наследие. Независимо от того, кто в конечном итоге получит право на сокровища "Сан-Хосе", его находка уже стала важной вехой в истории подводной археологии и напоминанием о бурных событиях прошлого, которые до сих пор оказывают влияние на современный мир.