Найти тему
Маниtoo

Дополнение к "Под покровительством Зевса"

Длинные и короткие локоны на портретах
Длинные и короткие локоны на портретах

Несмотря на нестабильность текущей политической ситуации в Средней Азии, археологи и историки никогда не переставали публиковать свои исследования по греко-бактрийцам и индо-грекам и особенно по нумизматике и ее вкладу в историю Средней Азии. Монеты Диодота I и II подвергались детальному исследованию в течение последних 20 лет. Первая по-настоящему научная классификация монет Диодота I и II была предложена Осмундом Бопеараччи в 1991 году. Он разделил их монеты на 16 серий, включая одну посмертную. С методологической точки зрения Сергей Коваленко в 1996 году и Фрэнк Холт в 1999 году предложили более детальное исследование, основанное на детальном изучении штемпелей с учетом уже опубликованных монет, а также монет с рынка произведений искусства. Сергей Коваленко и Фрэнк Холт работали в одно и то же время над похожей темой, а именно над разделением чеканки двух царей, Диодота I и II, на основе исследования штемпелей, однако они не пришли к одним и тем же выводам. Коваленко проанализировал 192 золотые и серебряные монеты и предложил 34 серии в двух разных монетных дворах, соответствующих хронологической последовательности, основанной на эволюции монограмм, портретов, оси штемпелей, связей штемпелей и кратных номиналов. Он приписывал как молодые, так и старые портреты Диодоту I и настаивал на необходимости иметь разные по стилю портреты, чтобы разделить чеканку обоих царей. Исследование Фрэнка Холта основано, со своей стороны, на важной и, таким образом, незамеченной или упущенной из виду детали: положение легенды справа на реверсе либо под, либо напротив локтя громовержца Зевса. Опираясь на эту специфическую технику гравировки, Холт предложил два отличительных монетных двора: «монетный двор А» и «монетный двор В». Имея в своем распоряжении корпус, больший, чем у Коваленко, 268 золотых и серебряных монет, Холт организовал все монограммы в типохронологическом порядке, отметив весьма важные различия между двумя монетными дворами: простая монограмма и неизменное положение осей штемпелей на «монетном дворе А», преобладающее изображение молодого портрета на «монетном дворе В».

Расположение легенды на реверсе
Расположение легенды на реверсе

Последнее исследование на сегодняшний день (2011) принадлежит Дженсу Джекобссону, который в статье в Numismatic Chronicle оспаривает принятую и поддерживаемую традиционную хронологию, то есть последовательность легенды от ΑΝΤΙΟΧΟΥ до ΔΙΟΔΟΤΟΥ и приписывает монеты с именем Антиоха предполагаемому сыну Диодота I. По мнению Джекобссона, этот новый царь упоминается Агафоклом в его «родословных» тетрадрахмах как Антиох Никатор.

Исследование штемпелей Оливером Бордо позволило создать две основные группы по стилю изображения волос на портретах, в частности, по внешнему виду локонов: длинные или короткие. Эти аспекты придают совершенно разный вид лицу царя. Для статеров, а также тетрадрахм, за исключением нескольких исключений, длинные локоны типичны для монет с именем Антиоха, тогда как короткие локоны встречаются на монетах с именем Диодота. Длинные локоны выглядят взъерошенными и с длинными кудрями, особенно вокруг лба, под диадемой; короткие локоны имеют округлую форму в рядах и выровнены по линии диадемы.

Бордо считает, что статеры, символизирующие суверенитет и независимость Диодота I, были отчеканены после тетрадрахм и драхм. Выпуск золотых монет сам по себе является царским актом, и гораздо более символичным, чем выпуск серебряных монет. В политическом контексте около 250 г. до н. э., когда Диодот I восстал против Селевкидов, новый царь не хотел рисковать, выпуская золотые монеты. Сначала он чеканит серебряные монеты все еще от имени Антиоха, возможно, этим актом он хотел оправдать себя перед Антиохом II или позже перед его сыновьями Антиохом Гиераксом и Селевком II на случай, если последний попытается уладить свои дела раньше, чем ожидалось.

Разделение чеканки Диодотидов на группы Оливером Бордо
Разделение чеканки Диодотидов на группы Оливером Бордо

Бордо разделяет чеканку Диодотидов на 3 группы. Первая и вторая группы образуют связный набор, характеризующийся своим стилем, монограммами и эволюцией. В результате первая и вторая группы очень отличаются от третьей группы. Бордо приписывает этот первый набор Диодоту I. Он указывает ту же хронологию, что и предложенная Фрэнком Холтом: правление с 255/250 по 235 год для Диодота I, помещая введение венка вместе с выпуском золота примерно на 246 г. и правление с 235 по 230/225 гг. Диодота II, весьма вероятно, вместе с соправлением в течение нескольких лет с его отцом.

Пока нет подлинного критерия, позволяющего разделить на две части статеры, тетрадрахмы и драхмы второй группы с легендами от имени Антиоха и Диодота, потому что все они связаны штемпелем. Кроме того, оба типа локонов также связаны штемпелем на статерах. Большое количество монограмм на одном и том же реверсе, иногда доходящее до четырех, похоже, указывает на внутреннюю эволюцию. Когда на реверсе присутствуют три монограммы или более, локоть Зевса систематически противостоит легенде.

Третья группа очень четко отличается от двух предыдущих групп по стилю и расположению лент диадемы. Между тем, также происходят серьезные изменения в изображении волос; стиль и внешний вид изображения царя также полностью меняются, и используемые монограммы изолируются от первых двух групп.