Мы видели, что болезнь происходит вследствие действия причины на организм: это выражается в больном теле морфологическими изменениями, которые сопровождаются нарушением функции органов. Отысканию того субстрата, тех самых главных элементов, которые изменяются под влиянием болезни, было посвящено очень много труда.
В древности считали, что органические тела происходят из смеси элементов - огня. воды, воздуха, земли. Изменение в этом смешении (crasis) порождает болезненные явление. Однако наибольшее значение приписывали благородным сокам организма, жидким частям его, из которых самые важные кровь, слизь, желтая и черная желчь.
Это учение о болезнях названо было гуморальной патологией, и особенно развито Galen'om (131-201 после Р. Х.), который из кардинальных соков на первый план выдвинул кровь. Открытие Harvey'ем (1578-1658) круга кровообращения еще более выдвинуло изменения в крови и подтвердило незыблемость гуморальной патологии.
Последняя основывалась на учении о первобытном различии бластем. Бластема как для нормальных, так и для патологических тканей происходит от общей питающей жидкости, из плазмы крови: представить ее в чистом первобытном виде весьма трудно.
Вначале она жидка и потому не имеет никакого определенного вида; но рано или поздно в ней начинают очень медленно развиваться форменные элементы в виде молекулярных зернышек зерен, ячеек (generatio aequivoka). Один из главнейших метаморфозов бластемы есть ее превращение в ткань, впрочем она может оставаться в своем первобытном, незрелом состоянии и потом отживать и распадаться, она может также всосаться (Rokitansky 1844).
Наиболее важно то, что бластемы уже и сами в первобытном состоянии имеют различные качества и что существует первичная неправильность бластем. Бластемы туберкулеза, гноя, рака - все это различные элементы. При нормальном смешении крови - при нормальной кразе - организм пользуется здоровьем: все болезненные процессы сводятся на изменение состава крови на дискразию местную и общую. Ненормальные кразы бывают различные - крупозная, туберкулезная, гнойная, тифозная, сыпная и другие. От этих первичных изменений крови зависят все ненормальности организма (Rokitansky 1844).
Рядом с гуморальной патологией значительно меньшим распространением чем последняя, пользовалась солидарная патология и невропатология. Первая исходила из учения Demokrites об атомах. Органическое тело построено из атомов, между которыми находятся пространства, поры. От ширины пор зависит состояние организма. Невропатология же учила, что единственный центр жизни находится в нервной системе и от изменений последней зависят патологические состояния. Мы не будем входить в подробное рассмотрение этих доктрин.
Анатомические исследования органов умерших от различных болезней постепенно, начиная с конца 18 века, подготовили новый путь, и когда Virchow (1855), исходя из учения Schleiden'a и Schwann'a, разработал главные основания царящей теперь целлюлярной патологи и выступил с критикой гуморальной, патологии, то разрушить последнюю оказалось нетрудно. Целлюлярная патология исходит из догмы: „omnis cellula e cellula" и основным и самым важным положением ее считается, что болезни зависят от изменений в клетках. На жизнь как нормальную, так и патологическую стали смотреть, как на сумму клеточных жизней.
«Весь жизненный процесс сложного организма, говорит Hertwig есть ничто другое, как очень запутанный результат множества жизней отдельных, составляющих его клеток, различно функционирующих».
Клеточка представляет последний морфологический элемент всего живого, и вне ее мы не имеем права предполагать никакой настоящей жизненной деятельности. Поэтому из области живого были исключены не только бесклеточные соки, секреты, экссудаты, но и плазма крови, и интерцеллюлярная субстанция как жидкая, так и плотная. Комочек протоплазмы, заключающий внутри себя ядро и центрозому, был назван Brükeе элементарным организмом.
Химическая и морфологическая структура клеток.
Значение составных частей клеток.
Первая клетка.
Оmme vivum e vivo.
Химический и морфологический составы клеточных элементов в точности неизвестны. На первом месте по количеству и значению в "клетках стоят белковые вещества. Изучение их началось около 1875 года (Ноppe-Seyler). Сначала полагали, что клетки состоят из генуинных белков (альбумины, глобулины, вителин миозин), затем (Hammarsten), что главного частью являются псевдо-нуклеины, а альбумины и глобулины рассматривались как питательный материал клеток, частью же продукты распада и превращения протоплазмы. Так постепенно пришли к заключению, что в клеточной протоплазме составляют главную часть протеиды с характером нуклеальбумина, отличного от субстанци ядра. Uohnheim называет поэтому нуклеоальбумином нуклеопротеид ядра, а другие белки фосфоглобулинами. Как группируются в протоплазме эти различные белки, составляют ли они единую массу или расположены как мозаика, неизвестно. Сложность вопроса увеличивается еще тем, что каждая категория клеток организма, функционально обособленная, по-видимому, имеет только ей принадлежащие специфически построенные части. Органы же, выполняющие одну и ту же задачу, состоят во всем животном царстве из похожих белковых веществ (Abderhalden 1913).
Кроме белка, в каждой cytoplasma встречаются постоянно жироподобные вещества - липозомы. Эти зерна скрыты, но при обработке их 5% калийной щелочью, вероятно вследствие частичного омыления, их можно обнаружить в форме миэлиновых фигур. Самые же вещества, из которых образуется миэлин, Albrecht (1904) называет миэлогенной субстанцией, не имеющей двояко преломляющих свойств миэлина. Рядом с названием «миэлин", или взамен его другие авторы употребляют название „липоид". Точное определение последнего трудно дать; первоначально оно было предложено Overton'oм (1901) для веществ, имеющих некоторое сходство с жирами, напр., как medium для растворения narcotica. Но так как свойства эти не вполне совпадают, то в настоящее время принято определение Bang'a (1907), по которому под именем липоидов понимаются составные части клеток, растворяющиеся в жир извлекающих средах, но не представляющие жиров. Точная химическая природа липоидов неизвестна, между другими веществами в группу их относят холестерин, лецитин и протагон. Работами ряда авторов было выяснено, что липоидное вещество входит в состав всех клеток. В некоторых органах, напр. thymus, яички и особенно надпочечники, липоидов много. Так в надпочечниках это вещество можно без труда обнаружить с малым увеличением микроскопа и особенно форме матовых шаров различной величины, двоякопреломляющих, что характерно для большинства липоидов. Нужно думать, что липоиды не только входят в состав клеток, но и окружают их, как оболочкой.
Полная статья на официальном портале: