Всё-таки решил я про эту железную дорогу написать отдельную статью, руководствуясь принципом "Если ты полюбишь север, не разлюбишь никогда". Суровая красота Заполярья во всей красе встает вдоль всего этого маршрута. Точнее вставала, поскольку в наши дни сообщения между этими населенными пунктами уже и нет. По крайней мере, сервис Яндекс.Расписание даже станции такой не дает. А вот раньше за те 8-8,5 часов, что отводились поезду на преодоление этого участка, можно было вдоволь полюбоваться Кольским полуостровом, оказавшись почти на границе с Норвегией.
Это тот случай, когда вспоминать поезда за разные годы как раз таки особенно нет смысла. Поскольку остановки, которые делались поездами, там не изменялись за все те десятилетия, что существовали данные маршруты. Поездами! Да-да, я не ошибся, здесь ходил не только местный поезд Мурманск-Никель-Мурманский, но и был свой отдельный поезд сообщением Никель - Москва. Поэтому предлагаю вооружиться наиболее подробным расписанием по этому участку, которое приводится в справочнике 1969 года, и отследить основные опорные пункты вдоль этого участка.
В 1969 году поезд из Москвы отправлялся в 18:55. В 10:20 на следующий день он был в Петрозаводске. Итого время в пути 15 часов 25 минут. А до Мурманска было еще 26 часов 15 минут, в результате чего общее время в пути до прибытия в областной центр составляло 41 час 40 минут. На 1981 км маршрута. Не такой и плохой была здесь средняя скорость - около 47,5 км/ч.
В Мурманске поезд разворачивался, стоял 1 час 05 минут, после чего возвращался немного назад и около моста через Колу происходило разветвление направлений. Причем ответвление на Никель я бы вот реально принял за какой-то путь в железнодорожный тупик, куда сгоняют поезда для погрузки/разгрузки.
А вот и сам мост:
В 14:06 была остановка на станции Кола, после чего вдоль восточного берега Туломы поезд устремлялся к станции Мурмаши - 14:40 - ровно через час после отправления из Мурманска.
Интересно, что в наши дни здесь есть еще одна железнодорожная развязка - одна линия уходит на мост через Тулому (по нему нам и предстоит двигаться), а вторая уходит дальше на юг в район мурманского аэропорта, который носит имя... Николая II. Ну это уже перебор, мне кажется. Конечно, император приказал заложить город в этом месте, но... Львиная доля истории Мурманска приходится уже совсем на другую эпоху, которой Николай II не имел абсолютно никакого отношения.
Поезде переезжал на западный берег, выписывал петлю вокруг западной части поселка и устремлялся дальше, чтобы еще через один час оказаться на станции Пяйве. А еще одной достопримечательностью Мурмашей является ГЭС на Туломе, которая оставалась чуть позади:
Кстати, поезд на Никель считался чуть ли не самым северным в мире в те годы, когда он ходил. Но сейчас вроде как на Ямале построили линию в более северные широты от Обской.
Ну а далее железная дорога выходила в долину реки Пяйве и следовала вдоль нее десятки километров. Причем по разным сторонам легко обнаруживаются различные достопримечательности. Вот, например, водопад:
Пяйве- это еще одна река, около которой и была сооружена еще одна станция на этом маршруте. 49 км от Мурманска поезд преодолевал ровно за 2 часа. Средняя скорость 24,5 км/ч.
И вот после Пяйве как раз и начинаются знаменитые петли, которые существенно увеличивают длину маршрута. И еще через час в 16:41 была уже станция Нял. Причем здесь очень интересно называются промежуточные станции - например, Путевая усадьба 61-й км или Путевая усадьба 75-й км. Лес вокруг уже практически пропал, дорога петляет между сопками, которые покрыты совсем иной растительностью.
В 18:54 поезд проходил Титовку. Там был еще одна очень крутая петля. А в 19:40 поезд оказывался на станции Луостари. То ли его там разворачивали, то ли весь состав разворачивался на специальном развороте. Стоянка была ровно 20 минут, после чего в 20:00 поезд устремлялся на последний участок.
Луостари и окажется самой северной станцией на участке. 69 градусов 25 минут. Это на несколько минут севернее Норильска. А на север же еще уходит ветка до Печенги.
В 20:50 была остановка в Заполярном, а оттуда уже поезд уходил на Никель, куда он прибывал ровно в 22:00. Вот такая там станция.
В 09:20 на следующее утро поезд отправлялся назад.
Интересно, что если от Мурманска местный поезд был на несколько минут быстрее московского, а вот на обратном пути время у московского было 6 часов 51 минута. Это много быстрее ближайшего конкурента.
Кстати, разрабатывать местные месторождения начали еще финны. Ведь до Великой Отечественной войны это были их места. Петсамо. И здесь же неподалеку Кольская сверхглубокая скважина.
Спасибо, что вспомнили со мной поезд, который ходил по этой дороге. До встречи на канале!