Месяц назад на ЮТьюбе выложили оригинал фильма "Покорение" (Conquest) в высоком качестве.
Кто-то заморочился на создание апскейл-копии (несомненная польза от новых технологий с привлечением искусственного интеллекта), поэтому когда я нашёл время посмотреть именно эту версию (линк на просмотр будет по ходу статьи, и это не реклама, а для удобства желающим не тратить время на поиск), то по-хорошему удивился практически кинотеатральному качеству этого фильма.
- Я рекомендую этот фильм к просмотру сразу по целому ряду причин, Основные, на мой взгляд, указаны в главе РЕЗЮМЕ этой статьи. Уверяю, кто уже смотрел, получит эстетическое удовольствие от качества, а кто посмотрит впервые — не пожалеет.
Покорение (1937).
Выходные данные (кратко)
- американская полнометражная чёрно-белая историческая биографическая драма/мелодрама «Покорение» (Conquest, 1937), режиссёры — Кларенс Браун (Clarence Brown) и Густав Мачаты (Gustav Machatý), продакшн-компания — MGM;
- русское участие в фильме, в актёрском составе — Мария Успенская, Владимир Соколов, Алекс Акимов, Адя Кузнецов, Джордж Сорель, Иван Лебедев; в дублёрах — Сергей Арабелов; среди сценаристов, адаптировавших роман в сценарий, — Самюэль Хоффенштейн; Эдриан — художник по костюмам; Алекс Акимов — консультант хора.
Краткая аннотация фильма "Покорение" (1937)
Покорённый Марией с первой случайной встречи с ней в лесу, французский император Наполеон Бонапарт предпринимает попытки соблазнить её приглашениями на светские мероприятия и личными раутами, но все эти первоначальные устремления безуспешны. Однако под давлением обстоятельств и озвучиваемых собственных мыслей о "свободе великой Польши" графиня Валевская соглашается на встречу под уговоры приближённых политиков, которые просят её уступить настойчивости Бонапарта по той же причине — во имя спасения Польши. Расстроенный пожилой муж графини навсегда покидает её, отправившись в дипломатическую поездку в Рим. Со временем Мария находит удовольствие в союзе с Наполеоном и даже счастлива, когда узнаёт от матери Наполеона о его разводе с бездетной Жозефиной. Однако Бонапарт сообщает Марии о невозможности их брака, и Мария решает утаить свою беременность от Наполеона, отца своего ребенка... Последняя встреча бывших любовников происходит уже на острове Эльба, когда вдохновленный неожиданным визитом Марии и новостью, что Александр, мальчик, приплывший вместе с Валевской — это его сын, Наполеон решается на новый поход за властью. Но у коварных британцев совершенно другой план...
Покорение (1937).
Плюсы (кратко)
Про главные плюсы фильма:
- Как снято! Как снято! Настоящее постановочное кино. Если вы промониторьте (погуглите) через название фильма в Интернете, вы натолкнётесь на кадры из съёмочного периода, где увидите массивные кинокамеры со шторками, кучу осветительных приборов со множеством отражателей и иногда в кадре — съёмочную бригаду во главе с режиссёром и оператором-постановщиком. Думаю, отсюда и пошло слово "постановка" Все это оборудование надо было на съёмочной площадке действительно выставить. Чтобы в итоге на киноплёнке вышло задуманное.
- Кастинг— великолепный. На все важные роли были приглашены не коренные американцы. Прежде всего — это звёздная пара: шведка Гарбо сыграла Марию Валевскую, а француз Шарль (Чарльз) Бойе — Наполеона. Причём, из-за того, что Бойе свободно владел двумя языками (между прочим, он успел закончить университет Сорбонны по философии, не хухры-мухры вам) и внёс в свой кадровый говор на английском языке французский акцент. Великолепно-тонко!
- Хоть и снимался фильм полностью в Калифорнии, несколько сцен в том числе и в моем любимом пригороде Лос-Анджелеса, городе Калабасас, и павильонные съемки видны невооруженным взглядом, костюмы и исторический антураж переданы правдоподобно. И есть на что посмотреть в фильме, в плане одежды, обуви, реквизита и даже манер одеваться, поведения в домашней и официальной обстановке. Очень любопытно.
- Мария Успенская, американская актриса русского происхождения, бесподобна в своей эпизодической роли графини Пелагеи Валевской, матери Марии Валевской. Мой пост про Марию Успенскую читайте по этой ссылке. Ей также посвящена отдельная глава в томе №2 моего двухтомника "С Оскаром и рядом", вышедшего в текущем году.
Книга "С Оскаром и рядом" доступна на всех популярных маркетплейсах, а также в основных онлайн-книжных магазинах. На сайте моего издательства ИД "Не читать!" есть все необходимые прямые линки.
Покорение (1937).
Минусы (кратко)
Недостатки у фильма конечно же есть, как и у любого аудиовизуального произведения:
- Основная проблема — это формат. Поймал себя на мысли, что формат кадра 4 на 3 доставляет жуткий дискомфорт. Вот она, сила привычки смотрения контента в размере кадра 16 на 9 или ещё шире, когда мы смотрим широкоформатное кино. Нам, современным зрителям, сегодня подавай или "горизонталку", которую я только что упомянул, или "вертикалку", т. е. вертикальное видео. Другие форматы изображения мы восприниаем сегодня тоже, но они непривычны для наших глаз и мозга, а необходимость привыкания к размеру (в данном случае 4:3) отвлекает от просмотра. Да и по ходу просмотра временами кажется, что актёры, например, льнут в кадре друг к другу не потому что так предписано мизансценами, а потому что им звучит команда "ближе-ближе друг к другу!", чтобы они влезли в кадр гарантированно. Плейбэка-то тогда ещё не было, а визир на кинокамере был весьма условный. :) :) :)
- Искажение биографии Наполеона и Валевской в угоду жанра мелодрамы и в угоду выхолащивания многовекторности исторических событий в реальности — это второй главный недостаток. В моём понимании когда снимаешь байопик и оставляешь в фильме все настоящие имена, включая имена незаконнорожденных детей, важно придерживаться исторической правды. А тут, к примеру, Наполеона британцы депортировали/сослали на остров Святой Елены с острова Эльба, а не после поражения при Ватерлоо, как было на самом деле. И Мария Валевская не приезжала/не приплывала к низложенному Наполеону на этот остров в Средиземном море. Потому что она была гораздо более прагматичной особой, не такой романтичной как в этом кино.
- Русские казаки — цирковые в этом фильме. Можно согласиться с показной демонстрацией их жестокости, потому что слухи о неоправданной жестокости казаков в царские времена подкреплены разными свидетельствами. Но когда бурки и папахи натягивают на головы актёров, как один загримированных под кинообраз неумытого и непричёсанного Распутина, для знакомых с южнорусской и казачьей культурой и историей вообще — это реально смешно. Да и чтобы казаки испугались одновременно всем отрядом и ретировались в ответ на озвученное хозяином дома сообщение, что приближается отряд французов? Да ну! Не правдоподобно, не вяжется с храбростью и смелостью казаков, которых и боялись, и уважали именно за это.
- Про историческую правдоподобность. Эта мелодрама-байопик — вольное обращение с историей, и особенно с биографией Марии Валевской. И осталось после просмотра ощущение, что фильм финансировали эмигранты-поляки. Слишком уж часто Мария Валевская мотивирует зрителей своим желанием действовать ради "великой Польши", чтобы её освободить. И сцена в фильме, когда Наполеон подписывает собственный указ о создании Польши, застаёт нас, зрителей на пике личного счастья Марии Валевской. Между тем, никакой свободы Польша не получила, да и вообще — не была это еще Польша как отдельное государство. Согласно историческим данным, Наполеоном было создано Великое Герцогство Варшавское, и де-факто эта территория находилась под оккупацией наполеоновскими войсками. Конституцию Варшавского Герцогства утвердил также Наполеон, 22 июля 1807 в городе Дрездене, а герцогом был назначен не поляк, а немец — король Саксонии Фридрих Август I. И употребление слов "Польша", "польский" в политическом смысле не допускалось. 1 мая 1808 года в Варшавском Герцогстве Наполеон дополнительно ввёл ещё один фундаментальный закон — Кодекс Наполеона. В связи с его появлением среди поляков в ходу появилась поговорка: «Княжество Варшавское, король саксонский, армия польская, монета прусская, кодекс французский».
- Основной недостаток фильма — он конечно остался в прошлом, потому что нанёс студии-создателю фильма экономический ущерб, колоссальный в те времена (производственный бюджет огромный по тем меркам — 2 с половиной миллиона долларов США), вернув из проката лишь пятую часть. После такого ущерба студия MGM смогла восстановиться от своих потерь и ещё долго звездила на голливудском небосклоне в числе лидеров. А вот современные времена не пережила, теперь MGM полностью принадлежит консорциуму Amazon (подробнее — в томе №1 моей книги "С Оскаром и рядом").
Покорение (1937).
Резюме
Основные причины, почему надо посмотреть этот фильм:
- узнаете, как смотрели на исторические события прошлого и на биографии великих людей наши предшественники.
- посмотрите отличную историю любви, без пошлости, но с правдой жизни.
- ощутите на себе как зритель, что такое классическое голливудское студийное кино.
- посмотрите на отличную игру некоторых актёров и актрис.
- поймёте, как трактовали раньше некоторые важные события из русской истории.
В общем, смотрите "Покорение", просмотр доставит больше удовольствия, чем неприятия.
А после просмотра, может, расскажете мне и читателям дзен-канала "ПРИГОДИТСЯ", к чему относится его название, то ли к покорению Наполеона Марией Валевской, то ли к покорению Польши Наполеоном.
А может, к чему-то, кому-то еще?
Всем приятного просмотра!
---
На тему сотрудничества — обращайтесь
через мой Телеграм-канал.
Заказать статью, предложить варианты коллаборации в кино-, ТВ и вебиндустрии? Ищите меня в мессенджере Инстаграм, или в мессенджере Телеграм, или пишите на имейл
filmsindevelopment@gmail.com
---***---
#рецензия #отзыв #эксперт #экспертиза #статья #новыйсериал #олеглубски #oleglubske #нуженавтор #нуженредактор #медиарынок #медиаиндустрия #ТВ #Conquest #Покорение #MGM #ГретаГарбо #ЧарльзБойе #драма #байопик #США #Голливуд #МарияУспенская