Найти тему
Портал «Культура 38»

И целого дня было мало: как «Тальцы» Московский тракт открывали

Прошлая суббота была невероятно насыщенной в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы». Этим летом музейный комплекс встречал и гостей Фестиваля русской оперы, и музыкантов «Ангара-джаз». Но даже после того, как отгремели звуки серьезной и импровизационной музыки, музей нашел, чем удивить своих посетителей. В этот день открылась долгожданная экспозиция «Московский тракт», состоялся всероссийский этнокультурный фестиваль «Мы разные. Мы вместе!», реконструировали сельский быт конца XIX – начала XX века «Живая деревня» и провели областной фестиваль «Сибирь мастеровая». И целого дня было мало, чтобы успеть охватить все события, которые одно другого ярче. Подробнее о том, как это было, читайте в материале портала «Культура 38».

Валерия БАШКАТОВА

Экспозиция «Московский тракт»

«Московский тракт» — это новая экспозиция музея, которая отражает быт и культуру старожильческого населения Предбайкалья, демонстрируя фрагмент русского трактового села конца XIX – начала XX века. Это улица, состоящая из 13 сооружений, 10 из которых привезли из разных мест. Памятники архитектуры были обречены на безвестную смерть от разрушений временем в богом забытых деревнях, но сотрудники музея сделали все, чтобы спасти их. Сегодня на оригинальные строения более чем вековой давности может посмотреть любой желающий. И на то, чтобы это стало возможным, ушло более 20 лет…

Как рассказал директор «Тальцов» Владимир Тихонов, эта уникальная экспозиция не имеет аналогов в Российской Федерации. Здесь показана уникальная среда сибирского тракта. В первую очередь, это перевозка почты. Корреспонденцию доставляли по этому направлению еще со времен Чингисхана. А сам тракт оформился уже в начале XVII века. Также здесь занимались перевозкой грузов, пассажиров. И нельзя обойти стороной политический и уголовный этап, который также размещался на тракте.

«На нашем тракте останавливался Антон Павлович Чехов, Цесаревич и много-много других выдающихся личностей. Перевозку пассажиров мы показываем через постоялые дворы. Фактически это аналог современных мини-гостиниц. Там сидят манекены, которые показывают не только позы и прочее, но и мимику лица тех жителей, которые здесь жили. Потому что мы берем старинные фотографии, старинные рисунки, и наши специалисты воссоздают это с большой точностью. Естественно, вдоль Московского тракта стояли различные торговые точки, кабаки, трактиры, церкви,» — Владимир Тихонов, директор архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Особое место в трактовой экспозиции занимает дом купца третьей гильдии Воинова, который был построен в конце XIX века. Также он связан с именем знаменитого уроженца Иркутской области — драматургом Александром Вампиловым, описавшим этот дом в пьесе «Прошлым летом в Чулимске» как чайную. Сам дом находился в Кутулике, откуда его вывезли и доставили в музей в 2004 году. В 2014-м его уже полностью отреставрировали.

Через пару строений от «Дома купца Воинова» расположилась Троицкая церковь. Она была построена в 1915 году бригадой латышей. Об этом свидетельствуют рассказы местных жителей и найденная в ходе реставрации надпись. Церковь перевезли из деревни Дядиной Жигаловского района в 1991 году для съемок советско-японского фильма «Сны о России». Позже церковь отреставрировали и, согласно канонам, установили алтарем на восток.

По словам Владимира Тихонова, на сегодняшний день музей является единственным в мире в плане толерантности к вероисповеданию, потому что в местном деревянном зодчестве Иркутской губернии показаны здания всех основных конфессий мира, кроме протестантской. Протестанты свои обряды осуществляли в обыкновенном здании. На Московском тракте стоит синагога, в Пересленке — мечеть, в Бурятской зоне — храм буддийской конфессии. Осталось только установить католический костел, и все религиозные направления будут представлены в музее.

Троицкая церковь
Фото: Валерия Башкатова/«Культура 38»
Троицкая церковь Фото: Валерия Башкатова/«Культура 38»

Через дорогу разместилось здание волостной управы, где побывал Иосиф Сталин. Молодой Иосиф Джугашвили (Сталин) отбывал ссылку на территории Иркутской области в 1903 году, провёл одну ночь до определения места на жительство, а до своего побега приходил периодически в волостное управление отмечаться. Владимир Тихонов говорит, что здание волостного управления является традиционным для административных сооружений в сёлах Приангарья.

На этой же стороне улицы разместилась Базарная площадь. Она богата магазинами, торговыми рядами и амбарами, и используется по прямому назначению. Буквально в день открытия там провели областной фестиваль «Сибирь мастеровая», однако продавать сувениры и продукцию местных ремесленников планируется и впредь.

Помимо вышеназванных строений, новую экспозицию пополнили «Пожарное депо», «Дом Усова с постоялым двором», «Дом Горелова», «Дом-лавка с кабаком», «Дом Шукловой», «Богадельня», «Дом причта», «Синанога» и «Почтовая станция».

«Сибирь мастеровая»

В этот день на Базарной площади более 150 мастеров из 21 территории Иркутской области, Бурятии и Новосибирской области представили своё творчество в рамках областного фестиваля «Сибирь мастеровая».

Прилавки ломились от изделий рукодельниц и рукодельников. Чего тут только не было! И резьба по дереву и кости, и кружевоплетение, и вышивка, и роспись по дереву и металлу, и керамика, и изделия из кожи и меха, и матрешки и хохломская роспись, и палехская миниатюра и многое другое.

Покупателей было много, у каждого прилавка можно было встретить множество любопытных гостей фестиваля. А сами мастера были рады не только рассказать побольше о своем творчестве, но и продемонстрировать на деле, как создается то или иное произведение народного ремесла.

Один мастер ткал на ткацком станке, кропотливо закладывая нить за нитью, другая мастерица показывала мастер-класс по росписи, а третий на глазах у зевак ловко создал глиняный горшок на гончарном круге.

На этой ярмарке любой желающий мог обзавестись своим портретом: помимо ремесленников, здесь было немало и талантливых художников. А если зритель захотел бы и сам попробовать себя в каком-нибудь творчестве, то ему предлагали мастер-класс по росписи пряников.

Кроме ярмарки, на Базарной площади объявили итоги областной выставки-конкурса «Мастер года». В конкурсе приняло участие 87 человек из Иркутска, Усть-Кута, Тулуна, Усть-Илимска, Усолья-Сибирского, Саянска, Братска, Свирска, Слюдянки, Нижнеудинска, а также Тулунского, Боханского, Балаганского, Иркутского, Ольхонского, Черемховского, Качугского, Куйтунского, Зиминского, Заларинского, Тайшетского и Шелеховского районов.

Лучшим по художественной обработке дерева признали Павла Сурикова из Иркутска. Мастер представил на конкурс деревянные дома-конструкторы, которые можно собрать и разобрать по бревнышку. Все делал сам и даже крошечные копии настоящих наличников. По его словам, особенно сложно вырезать вручную мелкие детали: одно неловкое движение — и заготовка пропала.

В номинации «Художественный текстиль» победил Владимир Пичугин из Шелеховского района, лучшей в изготовлении традиционной куклы признана Нэля Ракова из Иркутска. А победителем конкурса стала мастер художественной керамики из Эхирит-Булагатского района Татьяна Горохова. Она набрала максимальное количество баллов по всем критериям.

Выставка «Национальный костюм. Традиции и современность»

Также в этот день посетители могли полюбоваться на национальные костюмы, изготовленные по этнографическим образцам семейских Забайкалья и Алтайского края, костюмные комплексы старожилов Сибири, сценические костюмы, а также косоклинные сарафаны, мужские рубахи и современные авторские варианты национального костюма.

Однако оценить разнообразие национальных костюмов в этот день можно было и не заходя на выставку. Практически каждый участник фестиваля был ходячим экспонатом музея, демонстрируя на себе роскошь своего национального костюма. А если учесть, что общее количество участников было около 500 человек, то здесь действительно было на что посмотреть!

«Огурчики малосольные, а сами малохольные…»

Эти и другие занятные фразы можно было услышать то тут, то там в экспозиции музея под названием «Деревня малодворка». Ведь особым украшением «Тальцов» в этот день стала реконструкция сельского быта поселений Приангарья конца XIX века «Живая деревня». На 11 разных локациях более 200 участников реконструкции представили жизнь обычной сибирской деревни.

Все желающие могли заглянуть в любой двор и увидеть, например, как стирали белье на Руси. Вместо стиральной машинки, к которым мы привыкли сейчас, тогда женщины управлялись ступами и вальками. Они нужны были для того, чтобы выбить всю грязь из белья. В среднем на стирку у женщин уходило от пяти до восьми часов. Эту нелегкую работу бабоньки скрашивали разговорами и песнями.

У «Волостного правления» бабы затянули русскую народную песню, в которой куплетов не счесть. Через дорогу от них маленькие девочки играют в подвижные русские народные игры, а в соседнем дворе празднуется свадьба. Через дом лекарь принимает больных и выслушивает шуточную брань от стоящих в очереди. За забором в соседнем дворе молодой казак показывает свою удаль, ловко орудуя шашкой. И все это можно увидеть по пути к центру любой деревеньки — торговой площади.

Тут шум и гам. Кто-то предлагает сладости, кто-то орехи, семечки, а кто-то угощает вкуснейшей окрошкой на квасе. И если вслушаться в разговоры, то привычных тем не услышишь. Старшее поколение обсуждает, выдался ли нынче урожай, а молодые девицы, перебирая на поляне бусы, брошки и сладости, обсуждают женихов.

Чтобы воссоздать «Живую деревню», понадобилось огромное количество усилий. Это кропотливая работа по сбору художественного материала, подбору реквизита, пошив костюмов, написание текста для реконструкции. Автор и руководитель проекта «Живая деревня» Наталья Дмитриева объединила 200 человек из 15 самодеятельных фольклорных и театральных коллективов, а также сотрудников Иркутского областного Дома народного творчества и представителей иркутского казачества.

Всероссийский этнокультурный фестиваль «Мы разные. Мы вместе!»

Одним из ярчайших событий этого дня стал Всероссийский этнокультурный фестиваль «Мы разные. Мы вместе!». Участниками программы стали представители семи регионов России: республик Бурятия и Башкортостан, Алтайского края, Рязанской, Тюменской, Калужской и Иркутской областей.

Этот фестиваль проводится в Приангарье с 2008 года. В 2023 году событие перешло из областного в статус всероссийского. За эти годы в фестивале приняли участие около 800 любительских коллективов, 750 мастеров декоративно-прикладного искусства и 21 тысяча посетителей.

Хедлайнерами фестиваля стали коллектив «UZORITSA» («Узорица») из Уфы, который поет русские народные песни в современной электронной обработке, и этно-рок-группа «SHONO» («Шоно», бурятск.: «волк») из Иркутска.

Запись гала-концерта доступна на портале Культура.РФ.

Оригинал статьи