Рауль решил, что она хочет предложить ему прогулку за город, подальше от этого величественного монумента, который он ненавидел, словно тюрьму, в ярости чувствуя к тому же, как в ее стенах разгуливает тюремщик, тюремщик по имени Эрик... Но она привела его на сцену и усадила на деревянный край фонтана, среди сомнительного покоя и не менее сомнительной свежести первых декораций следующего спектакля; в один из недавних дней она бродила с ним, держа его за руку, по пустынным аллеям сада, вьющиеся растения которого были вырезаны ловкими руками декоратора, как будто настоящие небеса, настоящие цветы, настоящая земля навсегда оказались для нее под запретом, и она навеки обречена дышать лишь атмосферой театра.
Автор и выбор книги. Гастон Леру (1868-1927) — прославившийся на весь мир французский журналист и литератор. Много путешествовал, в том числе часто бывал в России и опубликовал документальные очерки по ее истории. Но его магнум опус — «Призрак Оперы». Сам автор уверял, что сюжет достоверно переписан с событий, происходящих в Опере Гарнье, с чем не сильно соглашались сотрудники учреждения. Впрочем, многие факты, описанные Леру, действительно имели место в реальности. Я выбрала эту книгу, потому что искала проверенный готический роман с атмосферой карнавала и элементами детектива.
Сюжет. В Парижской Опере происходят странные события: труппа и управляющие теряются в догадках и пребывают в мистичном страхе перед неизвестным. На фоне этих происшествий молодой виконт влюбляется в певицу — юное дарование Оперы, но между ними встаёт таинственный Ангел музыки.
➕ Занимательный экскурс в историю и театр. Парижская Опера того времени — значимое место, бурная жизнедеятельность которого подпитывалась не только публикой, но и закулисьем (актёрами, мастерами, инженерами, простыми рабочими, даже безымянными бедняками, нашедшими пристанище в ее подвалах). В здании Оперы семнадцать этажей и в сто крат больше тайн. Это архитектурное произведение искусства — само по себе одушевлённый персонаж.
➕Насыщенно, эмоционально, динамично. Но, несмотря на крайнюю драматичность, атмосфера остаётся по-французски лёгкой. Интересный пример того, как традиционные предрассудки и суеверия стали двигателем сюжета и вообще его причиной — отсюда и вытекает целая палитра волнений.
➕Долгое продвижение по бесконечной феерии разнообразных чувств имеет конец, и на последних страницах книги мы находим логическое объяснение всем многочисленным загадочным вещам. Приятное торжество физики и устройств всяких интересных механизмов.
➕До конца также стоит дочитать еще и для того, чтобы познакомиться с главнейшим из трёх главных героев. Обязательно для тех, кого, как и меня, впечатляют сильные личности и восставшие из пепла кукловоды.
➕Читается очень легко. Написано качественно, переведено тоже (Н. Световидова). Высокий стиль богат уходящими в прошлое словечками и театральными терминами.
➕➖Автор выступает рассказчиком —«вашим преданным слугой», не лишённым чувства юмора, сообразительным и неутомимым, но никогда не переходящим границы допустимого. Поэтому советую читать всем любителям классического стиля и канонов, а также тем, кому хочется пережить волнительное и занимательное действо с сохранением порядков и честных правил. Но в этом есть скука: подставы можно ожидать только от злодея.
➖Очень ощутим старый стиль: постановочный, бутафорский, где предпочтение отдаётся накалу страстей и декорациям, а не психологической многогранности героев и событий. Поэтому сюжет воспринимается отстранённо, поверхностно (словно мы только наблюдаем из зала за происходящим на сцене) и не берёт за живое.
➖Мотивация героев — ну так себе. К двум из трёх главных героев я не испытала эмпатии, и даже симпатии. Видимо, юные влюблённые, отношения которых состоят из романтических порывов и взаимного дрожания, уже не вызывают у меня интереса. То есть я вижу проблему в том, что во время чтения я вообще не переживала. И даже если бы прошедший сотню испытаний Рауль утонул вдруг за соседней стеной от ждущей его Кристины, я бы и бровью не повела. Разве это допустимо?
⏳416 страниц. Уделяла книге час в день на протяжении 5 дней. Если вы больше согласны с «плюсами», скорее всего, вы прочитаете «Призрака Оперы» за пару подходов. Если вы больше согласны с «минусами», скорее всего, вы его не дочитаете.