Хочу рассказать вам о своеобразии провинциальных выборов. Рассказали мне тут историю, решил поделиться. Но сначала позвольте напомнить один старый анекдот. Мне кажется, он в тему будет.
Собрал как-то лев всех зверей и заявил, что ему надоело гоняться за ними и он решил, пусть они сами приходят к нему для того, чтобы он вовремя потрапезничал. «Ты, лиса, - говорит лев, - приходи утром. Будешь моим завтраком. Часов в семь приходи, нормально будет. Обедать я люблю поплотнее, так что ты, кабан, будешь моим обедом. Приходи в час, максимум в полвторого!» Загрустил кабан, побежал домой, с поросятами своими последние часы побыть. «А ты, зайчишка, приходи вечером. На ночь наедаться вредно, тебя мне хватит. Часов в семь, я думаю, нормально будет.» И тут услышал голос зайца в ответ: «Лева! А не пошел бы ты куда подальше?» «В смысле?» - переспросил обескураженный лев? «А в том смысле, что не приду я!» - ответил ему заяц. «Что, точно не придешь?» - переспросил лев. «Точно!» «Ага… Ну тогда я тебя вычеркиваю».
Итак, провинциальные выборы. Должен сразу отметить, что я не пытаюсь описать, как это происходит повсеместно. Я могу рассказать только, как это происходит у нас, в нашей местности. Вполне возможно, что в других местах все совершенно иначе, тем интересней будет обсудить разницу.
Провинция, а особенно сельская, всегда считалась довольно аполитичной. Это не та среда, где вызревают революции и бунты, откуда берут свое начало оппозиционные движения. Так осталось и по сей день. Выборы, которые вызывают хоть какой-то интерес, это президентские, ибо про них без умолку говорят по телевизору, и самые, что ни на есть, местные, когда избирают главу поселения, когда депутаты известны и особенно, когда реально есть выбор между ними. А все остальные выборы, в Думу там, или в областные и районные инстанции, вызывают мало интереса у селян. Но с руководителей сельских поселений и местных избирательных комиссий требуют, и что остается делать? А тут и вступает в силу тот самый пресловутый административный ресурс. Тех, кто работает в бюджетной сфере, чуть ли не обязывают поучаствовать в выборах. Даже когда выборы стали проходить несколько дней, все равно бюджетники должны проголосовать в первый день, желательно в первой половине дня и отзвониться руководству, дескать, выполнил свой гражданский долг. Ради справедливости нужно отметить, что (во всяком случае, у нас) не указывали, за кого конкретно нужно голосовать, фотографии с галочкой в бюллетене не спрашивали. Чего не было, того не было, задача была – максимально организовать явку.
Почему люди не отказываются в негодовании? Это село. И начальник это не какой-то небожитель, а твой сосед, живущий буквально через забор, возможно, даже родственник, неплохой в целом человек. И если ты начнешь тут устраивать отказы, тебе, возможно, ничего и не будет, а вот его заклюют там, наверху. Так что, чего уж, сходим на эти выборы, в конце концов, это как бы гражданский долг.
Но! Бюджетников мало. Их число ограничено и весьма скромным числом. Что же делать? А решение было найдено гениально простое. Каждый бюджетник написал список из 3-5 человек, которых он, как бы, убедит прийти на выборы. Аргументация в этом случае простая, тебе все равно, а с меня спрашивают. Не забывайте, что речь идет о маленьком населенном пункте, где каждый каждому родственник или хотя бы сосед. Бюджетника постоянно похлестывают, обязывают, он всегда находится в состоянии чудом избежавшего порки.
Небольшое отступление. Уверен, что найдется среди читателей тот, кто обязательно скажет: а не те ли это бюджетники, которые и обеспечивают нашим выборам вид законных, и которые и составляют костяк всех этих опросов и процентов поддержки. Те самые. Именно они делают то, что им велят. Я говорю не про вбросы и манипуляции, я говорю про то, что именно такими людьми обеспечивается явка и желаемый результат. Нужно ли осудить этих людей за это? Безусловно. Но я не готов стыдить их и бросить в них камень презрения. Я вижу, как они живут. Они затюканы сверху, к ним относится без какого-либо уважения их руководство. До смешного доходит, на ремонт школы не выдается ни банки краски, хотите работать – найдете. Тащат из дома, покупают на свои, а потом комиссия из района без зазрения совести приезжает осматривать состояние школы и пеняет на то, что краска недостаточно яркая. Люди работают в таких местах, где зарплата в 25 тысяч считается вполне достойной, где получающий минималку уже считается платежеспособным и ему готовы записать в долг хлеб в местном магазине. Да, уважаемые ценители гражданских прав, люди берут в долг хлеб. И это происходит сейчас, в настоящее время. И пенять этим людям, что они недостаточно твердо придерживаются гражданской позиции, конечно, можно, но нельзя требовать с людей, находящихся на первом уровне пирамиды Маслоу, чтобы они имели ценности с третьего уровня. Они, безусловно, несут за многое ответственность, но они пошли на это, чтобы элементарно не лишиться стабильного куска хлеба. Я не оправдываю, но и кивать на них с презрением не могу.
Итак. Мы отвлеклись от провинциальных выборов. Недавно у нас были очередные такие выборы, про которые толком никто ничего не знал. Какие-то довыборы в областную думу. Никто со своей предвыборной программой особо не светился, чем кандидаты отличаются один от другого – никто толком не знал.
Одна женщина уволилась, и перестала быть бюджетницей. Но выборы есть выборы и ей позвонила ее бывшая начальница с вопросом, когда же та придет наконец на избирательный участок. Женщина заявила, что ей за столько лет эти игры осточертели и она больше не хочет участвовать в них. Не приду, просто заявила она. Но ведь другой бюджетник (назовем его условно Васей) вписал тебя в свой список людей, которых он уговорит прийти на выборы, так что ты должна прийти, настаивала начальница. Ничего я никому не должна, отрезала женщина. Тогда Вася будет отвечать за то, что ты не пришла, бросила последний козырь начальница. Вот и пусть отвечает! - услышала она в ответ. - Я его не просила ни в какой список меня включать, сам записал, сам пусть и отвечает!
Знаете, чем закончилась история? Ничем. Ни женщину не наказали, ни Васю. Оказалось, что за этими угрозами совершенно ничего не стоит. Люди живут под ощущением извечного дамоклова меча, висящего над ними, боятся, что шаг влево или шаг вправо непременно будет истолкован, как бунт и последует наказание, а на деле все эти угрозы сродни требованиям льва приходить к нему на расправу. И если бы люди поняли, что большинство страхов, которые их окружают, дутые, то тогда и причин для осуждения несчастных бюджетников было бы намного меньше. Но люди живут в страхе, и этот страх не дает им просто поднять голову.
Что вы думаете по этому поводу? Пишите, обсудим. Как обычно, напоминаю простые правила канала: обсуждаем именно тему, а не друг друга. И не хамим.
Мир вашему дому!
Мой запасной канал (про историю изобретений)
https://dzen.ru/id/5fd19f5784ed1f44585c7f02
Мой телеграм-канал: https://t.me/nehotsunazad