Ребенок не слушает учителя на уроке - с такой проблемой часто сталкиваются родители детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
В этой публикации поговорим о причинах, почему ребенок с СДВГ с трудом запоминает и следует инструкциям.
Ребенок не слушает учителя на уроке: трудности с восприятием инструкций при СДВГ
Помните как Алиса из книги Льюса Кэролла говорит: «“Не грусти. Рано или поздно все станет понятно, все станет на свои место и выстроится в единую красивую схему, как кружева".
▶️Для детей с СДВГ о следовать сложным инструкциям - это как пройти по лабиринту с завязанными глазами.
Пример такой инструкции — обьяснение учителя, как надо решать ту или иную задачу.
❗В работе Аллена и Холмса (2017) был изучено как дети с СДВГ воспринимают инструкции, и было обнаружено, что дети с СДВГ хуже воспроизводят услышанную инструкцию.
И вот почему:
Рассеянное внимание: Сложно сосредоточиться на задаче, когда может отвлечь любая пролетевшая за окном птичка! Поэтому очень легко пропустить кусок инструкции.
Импульсивность : Дети с СДВГ могут приступить к задаче, услышав только начало инструкции. Ведь слушать инструкцию до конца — это очень скучно!
Проблемы с рабочей памятью: Как следовать инструкции, если запомнил только первый и последний пункт?
Исполнительская дисфункция: Чтобы выполнить инструкцию, должна включиться исполнительская функция. А она включается с запозданием и помехами.
Сложности с восприятием времени: Время для ребенка с СДВГ — очень сложно воспринимаемая категория. Много или мало времени прошло с начала? Сколько надо тратить на каждый шаг? Все эти вопросы затрудняют выполнение инструкции.
Много информации: Если в инструкции больше 3х пунктов или шагов — ребенку кажется что это невероятно много. Пока он слушает инструкцию, то уже успевает перегреться.
Внешние раздражители: Внешние раздражители часто отвлекают ребенка от текущего дела, даже если это что-то важное.
🟡Что можно предпринять, чтобы ребенку было легче усваивать инструкцию?
- Разделяйте задачи на более мелкие шаги: Давайте инструкции по одному шагу за раз, чтобы не перегружать ребенка.
- Используйте визуальные подсказки: Используйте картинки, схемы или простые рисунки, которые иллюстрируют каждый этап задания.
- Сокращайте инструкции: Делайте их краткими и простыми, избегайте длинных и сложных объяснений.
- Повторение и закрепление: Просите ребенка повторить задачу своими словами, чтобы убедиться, что он понял.
- Используйте карточки или знаки "Стоп": Чтобы напомнить ребенку остановиться и подумать, прежде чем действовать.
- Похвала за терпение: Хвалите ребенка за каждый случай, когда он сдерживает импульсивность и следует инструкции.
- Разбивайте задачи на более короткие временные интервалы: Попросите ребенка сделать паузу и проверить, что сделано.
- Повторяйте ключевые моменты: Подчеркивайте важные шаги задачи и повторяйте их несколько раз.
- Используйте мультимодальные инструкции: Например, говорите и одновременно показывайте жестами, чтобы укрепить понимание.
- Создайте четкую пошаговую инструкцию: Например, напишите или нарисуйте каждый этап задачи.
- Используйте таймеры и часы: Это поможет ребенку понять, сколько времени на каждый шаг ему нужно.
- Используйте простые и красивые чек-листы: Чтобы ребенок мог отмечать выполненные шаги и видеть свой прогресс.
- Предлагайте небольшие порции информации: Объясняйте не более 2-3 шагов за раз.
- Используйте простую и понятную речь: Избегайте сложных слов и предложений, которые могут сбить с толку.
Вывод: сложности с восприятием инструкций могут быть связаны с СДВГ. Есть определенные шаги, которые могут помочь ребенку в этом вопросе.
Сталкивались с тем, что ребенок с трудом воспринимает то, что говорит учитель?
Рекомендация: эффективные идеи и рекомендации - в нашем новом телеграм-канале СДВГид.
Автор: Сухарев Павел Леонидович
Психолог, К-пс-наук КПТ онлайн
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru