Три года понадобилось французскому художнику Тома Кутюру (1815-1879), чтобы завершить работу над своей картиной «Romains de la décadence / Римляне в период своего упадка», размеры которой (472*772 см) свидетельствуют о его больших художественных амбициях.
Сам художник пояснял, что он хотел, чтобы его картина вызвала возрождение французской живописи, и для этого решил на ней сделать отсылку к мастерам Древней Греции, эпохи Ренессанса и фламандской школы.
Картина относится к жанру исторической живописи, считавшемуся самым благородным в XIX веке, поэтому она должна нести определённое моральное послание.
Его разъяснил сам Кутюр, который в буклете Салона 1847 года, где была выставлена картина, привёл цитату из произведения римского поэта Ювенала (ок. 55-ок 130 гг. н.э.):
Более жестокий, чем война, порок обрушился на Рим и мстит ему за побеждённые миры.
В центре картины Кутюр поместил группу развратников, измученных, уставших, но всё ещё пьющих и танцующих.
А на переднем плане по бокам — троих людей, не участвующих в этой вакханалии: слева — сидящий, кажется дремлющий, мальчик и справа — два, смотрящих на происходящее с явным осуждением, гостя.
Помимо иллюстрации древнего текста, Кутюр явно намекает на французское общество своего времени.
Он критиковал моральный упадок Франции времён Июльской монархии.
Картина находится в музее Орсе в Париже.