В этом эссе хочу предпринять попытку рассмотреть компенсаторную функцию бессознательного на личностную организацию человека, его повседневную жизнь, общее состояние и ощущение себя, с точки зрения общего восприятия и мотивирующей/сдерживающей силы для сознания.
Я понимаю компенсаторную функцию бессознательного, как особое свойство психики, которое предполагает вмешательство энергии бессознательного, его возможных архетипических образов и символов в целях коррекции и балансировки на уровне Эго-сознания личности. В «Очерках по психологии бессознательного» Юнг пишет: «В пределах нашего нынешнего опыта можно утверждать, что бессознательные процессы находятся в компенсаторной связи с сознанием. Я намеренно употребляю слово «компенсаторный», а не слово «противоположный», потому что сознание и бессознательное совсем не обязательно противостоят друг другу, они взаимодополняются с целью образовать целокупность, именуемую самостью. В соответствии с этим определением самость есть некоторая величина, превосходящая сознательное Я. Она охватывает не только сознание, но и бессознательное психическое и поэтому является, так сказать, личностью, которую мы представляем».
Судя по всему, активацией этих бессознательных сил служит цель индивидуации, как путь приближения к самости. И в случаях синхронии внешних событий, внутренние силы бессознательного способны активироваться, воздействую на Эго-сознание человека, предполагая тем самым его дальнейшее продвижение по этому пути.
В практическом понимании, я предполагаю, что это вмешательство энергии бессознательного способно, иной раз, «подтолкнуть» человека на решение каких-то житейских вопросов, если решение их является действительно интуитивно важным шагом на пути своего развития (индивидуации), в случае, когда эти предполагаемые пути решения встречают сильное сопротивление (возможно связанное как с Персоной, так и с Тенью). Здесь на ум приходит выражение «внутренний толчок» - ситуация, когда мы не способны эмпирически определить как и от куда рождаются «эти» силы и мотивация (перед или после какого-то предполагаемого события), в рамках общего состояния, которые способны трансформироваться в следствии этого толчка. Внутренний толчок, который мы не можем понять и объяснить, но чувствуем его, непосредственно в своем изменившемся состоянии.
В «Очерках» Юнг приводит пример такой работы компенсаторной функции в сновидении своего пациента, перед непосредственным визитом к Юнгу. Молодому человеку приснился сон, который содержит в себе важные личные символы и образы предполагающие «смягчение» состояния перед сопротивлением, по части решения этой проблемы. Тем самым, это сновидение, как будто «успокаивает» напряжение и олицетворяет собой некий героический мотив, в котором герой-сновидец получает дополнительные силы и энергию для прохождения сложного и нелегкого лечения, которое предполагает личностный рост и трансформацию.
Получается, что сновидение, «уравновесило», в какой-то степени напряжение сновидца уже на сознательном уровне и тем самым облегчило его продвижение к цели.
В другом примере Юнг описывает сновидение пациента, который отличался высокомерием и критиковал своего бизнес партнера брата, как плохо справляющегося со своими обязанностями и менее достойного человека: «Он критиковал брата во многих отношениях, а также достаточно критически отзывался о его способностях. Брат часто возникал в его сновидениях, и чаще всего в образе Бисмарка, Наполеона или Юлия Цезаря. Его жилище напоминало Ватикан или Иилдиз Киоск. Было очевидно, что бессознательное моего пациента имело потребность существенно повысить положение младшего брата. Из этого я заключил, что мой пациент оценивал себя слишком высоко, а своего брата слишком низко. Дальнейший ход анализа всецело подтвердил этот вывод»
Из этого также можно сделать вывод, что сновидения пациентов Юнга предоставило ему самому более развёрнутое понимание о внутренних процессах пациентов, их особенностей личности, что является важным для качественного анализа и лечения. Таким образом, для психологов-аналитиков является важной частью анализ символов и восприятия к сновидению в контексте текущий жизни и ее событий.
Походу, компенсаторная функция может проявляться и в бодрствующем состоянии человека, в виде внезапно захватывающих аффектов.
Юнг описывает то, что бессознательное может проявляться в виде таких «дневных» аффектов: «Бессознательные процессы, компенсирующие сознательное Я, содержат в себе все те элементы, которые необходимы для саморегулирования психического как целого. На личностном уровне эти элементы есть сознательно не признанные личностные мотивы, возникающие в сновидениях, или значения дневных ситуаций, не замеченные нами, или выводы, которые мы не смогли сделать, или непозволительные аффекты, удержанные в себе, или критика, которую мы сберегли про запас».
В качестве примеров, на ум приходят множественные случаи с людьми, попавшими в экстремальные ситуации, предполагающие угрозу жизни, где в состоянии аффекта человек оказывается способен пройти невероятно-сложный путь, чтобы выжить или обретает невероятную физическую силу, чтобы спасти другого, когда речь идет о жизни и смерти. Где в обычной ситуации, это кажется невозможным. Эти люди часто описывают последовательность этих событий, где им казалось будто их захватила какая-то невиданная сила и под ее властью они совершали эти невероятные действия.
Этот аффект и «невиданная сила» видится мне, как все та же бессознательная энергия, которая обеспечила этот небывалый прилив сил.
В фильме «Выживший», герой Леонардо ди Каприо, оказывается брошенный соратниками и подвергается нападению медведя. Каким-то чудом ему удается спастись и восстановиться после этих травм в диких условиях, хотя, казалось бы, шансов на это нет. В этом фильме, герой в своем невероятном упорстве к жизни, желанию отомстить своим обидчикам и призыву к торжеству справедливости, походу, идет по пути своей индивидуации, что получает поддержку со стороны бессознательного, которое придает ему сил и приводит к успеху в его истории.
В русских сказках, в сюжетах про Ивана-Дурака, также можно отследить идею влияния бессознательного в качестве компенсаторной функции, которая помогает преодолеть герою преграды и препятствия, с которыми он раньше не сталкивался: Иван-Дурак становится вовсе не «дурак» и, внезапно, приобретает небывалую смекалку, которой в начале сказке он похвастаться не мог (по крайней мере, структура и описание самих сказок на это указывают).
При этом Юнг отмечает, что компенсаторная функция бессознательного не служит идее, ведущий по пути к разрешению конечной цели личности, а скорее ведет личность по пути его индивидуации (что, как мне кажется, на бытовом уровне также логичным образом способствует приобретению каких-то идей и достижений на этом пути).
Он пишет: «На мой взгляд, было бы неправильно полагать, будто в таких случаях бессознательное действует в каком-то смысле по продуманному, всеобщему плану и стремится к реализации определенной цели. Я не нашел ничего для подтверждения подобного предположения. Силой влечения — в той мере, в какой мы можем ее осознать,— является, видимо, только потребность в самореализации»
Таким образом компенсаторная функция бессознательного, с одной стороны, является балансом между психическими структурами личности, что обеспечивает «регулировку» напряжения на сознательном уровне. С другой стороны, кажется, что эта функция способна стать естественным стимулом для более успешного преодоления жизненных трудностей, в случае, когда силами только лишь воли и сознания с этим невозможно справиться. При этом у бессознательного нет такой цели, но мощная энергия бессознательного, взаимодействую с сознательной частью способна дать ту подпитку и силы, при которой может возникать ощущение «озарения» или более четкого понимания своего пути на уровни сознания.
С точки зрения клинической практики, психолог может отслеживать работу компенсаторной функции анализирую сновидения своих пациентов и случаи аффектов из истории пациентов. Это понимание позволит составить более полную картину о личности пациента и «работы» его бессознательной части.
Автор: Фролова Валерия Александровна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru