Редко когда человека ушедшего хочется поздравить с Днем Рождения. Вроде как Там уже все наши пожелания и праздники - неактуальны, пресны, и мелки. Что может Там еще порадовать? Какое значение имеют числа, что так относительны? Или как выглядел бы торт в Раю? Но я не могу избавиться от желания обратиться к одному из моих любимых певцов. Пожать ему руку. Склонить голову. Побывать на его выступлениях мне не довелось, но в записи я их слышал огромное множество. Да и границы наши до Неба не доходят. Также, впрочем, как растворяются они и здесь, на земле, между единомышленниками: когда я недавно собирался сесть за статью о Хворостовском, мне пришел донат с просьбой написать о нем 16-го октября. И удивительно только то, что я… совсем не удивился. У нас на канале многие - на одной волне. Друг с другом, не только со мной. И поэтому поздравлять сегодня будем все вместе.
Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Голос России
Каждого выдающегося певца критики любят отметить особым званием, памятным прозвищем, громким клеймом. То и дело слышишь о “золотом баритоне города N.” или “бронзовом призере М-ской области.” Хворостовского же я бы назвал просто “голосом России”. Просто и со вкусом. Как он жил, пел и существовал. Без необходимости в красках извне - ведь яркости в нем самом было предостаточно. И дело тут не только в выдающихся вокальных данных, музыкальности, и Школе. И даже не в том, что артистичность этого певца делала его поистине "синтетическим артистом.” Да и преподносить себя - в хорошем смысле слова - он умел. Нет, дело для меня еще и в его биографии: мало кто, уехав из своей страны, продолжает так прославлять ее, как Дмитрий Хворостовский. Для меня он - главный амбассадор от современного мира российской культуры. Ее лицо, вывеска, бренд. Оживший слоган. Ходящая и поющая реклама страны. Если бы его не было, его обязаны были бы создать российские спецслужбы. И то, что после его смерти на его место никто не пришел, парням в погонах чести не делает. Хотя, справедливости ради, в их защиту должно сказать: где же сыскать ему достойного приемника?!
Уехал, но ничего не забыл
Чаще всего эмиграция накладывает один и тот же отпечаток: новоиспеченный “патриот” начинает усиленно нахвалить “новую родину”, доказывая всем (и прежде всего, самому себе), что он прижился. Что сделал все правильно. Что несказанно выиграл, ничего не проиграв. Немцы в Америке быстро начинают говорить с легким акцентом, или - хотя бы! - с бесконечными англицизмами там, где немецкое слово не только уместно, но и более выразительно. Русские быстро начинают кричать, что вовсе “не русские”, что давно уже убежденные граждане мира. А Хворостовский - при всей его уязвимости как артиста, который зависит от политических рамок и правильного PR - никогда не скрывал, что в душе его играют бескрайние как русские просторы мотивы “темной ноченьки”, и что 9-го мая, чтобы там ни случилось, он будет на родной земле. Говорить же о его цикле Песен Военных Лет (большую часть этих великих произведений я знаю так хорошо именно благодаря нему) можно было бы бесконечно. Но к чему? Когда лучше просто дать ему спеть.
По стопам Шаляпина
Любые сравнения с глыбами, гениями, и людьми-эпохами - дело предельно неблагодарное. Кто может встать рядом с Шаляпиным? Не говоря уже о его роли первопроходца, если речь вести о проживании роли певцом, о том, чтобы не просто исполнить партию, а сыграть ее. И все же, параллели напрашиваются. Если в репертуаре двух великих русских баритонов и очевидные пересечения, есть и неуловимая общность в их тяге к актёрству. Налицо и старательное, бережное стремление Хворостовского унаследовать все эти невероятные вибрато, переходы и голосовые деликатесы. Но я бы отметил и кое-что еще: помнится, я видел его мастер-класс для учащихся московской консерватории. Это одно из самых незабываемых учебных представлений, что мне попадалось на глаза. Умение работать с учеником, как умелый скульптор с пластичной только в его руках волшебника массой - неописуемо. Харизма и способность держать внимание - несравненны. А след от урока в душе, и мастерстве каждого из присутствующих, наверняка, бессмертен. Как и наследие Шаляпина. Два великих мастера. Два незабвенных учителя.
И еще: я бы очень хотел отметить, как Хворостовский призывал русских певцов учить языки. Учить, чтобы понимать, о чем ты поешь. Учить, чтобы звучать аутентично, красиво, без искажения. И тем менее такая установка, когда ее дает русский, гордящийся своим происхождением. Не забывающий ни родных песен, ни родной речи.
Как-то мне довелось переброситься парой слов о Хворостовском с Большой русской певицей. Сравнение с Шаляпиным ей понравилось не очень. Мол, вряд ли Шаляпин бы опустился до сотрудничества с эстрадным композитором Крутым. Спорить с этим невозможно: сослагательного наклонения история не знает. И все же: для меня лично это - смелость, а не слабость. Да, деньги здесь, скорее всего, роль играли. Но как он выполнил свою задачу! Это не Великий певец снизошёл до эстрады. Это эстраду Великий поднял до своего уровня. Так же, как это сделал бы на его месте Шаляпин. И потому в моих ушах эти двое будут звучать хором, в унисон, симультанный парой. Конгениальным союзом. Славой российской вокальной школы и похвалой русского актерской игры. Красивые, дородные, монументальные.
______________________________________
Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)
Канал существует пока на ваши донаты -
НА МОИ ПЕСНИ🙏🏻
Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.