Найти тему
Про жизнь

Серго Берия, сын Лаврентия Берия

На фото: Серго Лаврентьевич Берия (Сергей Алексеевич Гегечкори) (1924, Тифлис—2000, Киев) — учёный, инженер-конструктор в области радиолокации и ракетных систем, сын Лаврентия Берии
На фото: Серго Лаврентьевич Берия (Сергей Алексеевич Гегечкори) (1924, Тифлис—2000, Киев) — учёный, инженер-конструктор в области радиолокации и ракетных систем, сын Лаврентия Берии

Много лет назад я отправился из Челябинска на мотоцикле к своим товарищам археологам на раскопки поселения Синташта. Путь неблизкий, и только глубокой ночью с небольшими поломками я проследовал мимо населенного пункта Карталы. Асфальтовое покрытие дороги становилось всё хуже и хуже, а потом неожиданно закончилось совсем. На небе светили яркие степные звезды. Куда дальше ехать было совершенно непонятно, но куда-то в сторону уходила замечательная ровная бетонка. И, конечно, я свернул на неё. Ехать было приятно, только постукивала вилка на стыках бетонных плит. И вдруг прямо передо мной в свете фар возник «кирпич» и огромный плакат с надписью: «Слава советским ракетчикам».

Я представил удивление солдат на КПП, мгновенно развернулся и направил мотоцикл в противоположную сторону. Погони не было. Родители мои работали в оборонке, и я с малых лет знал, что на секретные объекты лучше не соваться, поскольку потом придётся долго объяснять, с какими целями ты пытался проникнуть на охраняемую территорию. И только через годы я понял, что почти заехал на позиции шахтных пусковых установок баллистических ракет Р-36 («Сатана» в версии НАТО).

Этот плакат я помню и сейчас. Именно благодаря советским ракетчикам, ученым, инженерам, талантливым руководителям мы уверенно жили в надёжном мире. И пусть для кого-то наша страна была «Верхней Вольтой с ракетами». Я могу с гордостью повторить слова: «Слава советским ракетчикам».

* * *

1955 год. 30-летний молодой человек с небольшими усиками вывел велосипед из подъезда четырехэтажки на улице Грибоедова на Химмаше. Уверенно устроился в седле и покатил в центр Свердловска в п/я № 320, закрытый научно-исследовательский институт на Мамина-Сибиряка. В кармане велосипедиста лежали документы на имя Сергея Алексеевича Гегечкори. Дома его остались ждать мать, Нино Теймуразовна Гегечкори, и жена. Молодой человек ехал на работу в секретный институт, который создавался в Свердловске для разработки систем управления баллистическими ракетами. Все последующие 10 лет своей ссылки Сергей Алексеевич Гегечкори посветил именно этому.

На фото Л.П.Берия с сыном 1930-е годы...
На фото Л.П.Берия с сыном 1930-е годы...

И хотя в институте нового сотрудника представили, как старшего инженера Сергея Гегечкори, все знали, что молодой человек – сын Лаврентия Павловича Берия – Серго Лаврентьевич Берия. Главный конструктор КБ-1, один из разработчиков ракетной системы «Комета», только уже «бывший».

Имя и фамилию Сергею Гегечкори не вернули до самой смерти.

Незадолго до этого, во время заключения в Лефортовской, а затем Бутырской тюрьме, он был лишен ученого звания доктор физико-математических наук, воинских наград, воинского звания инженер-полковник и присужденной за успешное выполнение правительственного задания по созданию новых образцов вооружений Сталинской премии I степени. И всё потому, что его фамилия была Берия.

Даже фамилию забрали, оставили фамилию матери, сменили имя и отчество, объяснив тем, что если граждане Советского Союза узнают, что сын «кровавого тирана и английского шпиона» трудится рядом с ними, то непременно растерзают. При этом вернули в Бутырку логарифмическую линейку и сохранили возможность работать по специальности.

Историческая справка. П/я № 320. Союзный НИИ автоматики:

• 1941 год — на базе эвакуированного «Киевского радиозавода» создан Союзный завод № 626. Выпускал переговорные устройства для танков.

• 1946 год— на заводе установлено вывезенное из побеждённой Германии оборудование. Освоено серийное производство репродукторов, радиоприёмников, радиол «Урал», самолётных и танковых переговорных устройств, приёмных буквопечатающих аппаратов, измерителей помех.

На фото конец 40-х, начало 50-х годов XX века, строительство здания НПО "Автоматики", Свердловск
На фото конец 40-х, начало 50-х годов XX века, строительство здания НПО "Автоматики", Свердловск

• 1952 год — на базе предприятия создано специальное конструкторское бюро «СКБ 626». Направление работы: разработка и изготовление систем управления баллистическими ракетами.

• 1953 год— прибывает группа молодых сотрудников из НИИ-885. Среди них будущий главный конструктор предприятия Николай Александрович Семихатов.

• 1956 год— СКБ и радиозавод реорганизованы в Союзный НИИ автоматики и Опытный завод. На предприятии создаются первые системы управления для оперативно-тактических ракет и баллистических ракет средней дальности. Разработаны системы управления для ракетного комплекса подводных лодок.

• 1959 год— разработана система управления оперативно-тактической ракеты Р-17 («Скад»).

• 1961 год— разработана система управления для первого ракетного комплекса с ракетами, стартующими из-под воды. Завод удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

* * *

Следует кратко изложить биографию Серго Берия, чтобы читателю было понятно, почему в ссылку его отправили не в Сибирь валить лес, а в секретный институт разрабатывать системы управления баллистическими ракетами. Серго получил превосходное образование. Учился музыке. Знал несколько иностранных языков: немецкий, английский, французский, датский, голландский, японский. В 1941 году ему исполнилось 17 лет, и он был зачислен в Центральную радиотехническую лабораторию НКВД СССР, а после начала Великой Отечественной войны по рекомендации райкома комсомола направлен в разведшколу на трехмесячные курсы. По указанию Генерального штаба выполнял спецзадания в Иранском Курдистане (1941), в Северо-Кавказской группе войск (1942). Находился в группе сопровождения в поездке И.В. Сталина на фронт в район Волоколамска. В октябре 1942 года приказом наркома обороны Серго Берия для продолжения образования направили в Ленинградскую Военную электротехническую академию связи РККА (в 1946 году была переименована и стала носить название Военная Краснознамённая академия связи им. С.М. Будённого. – Прим. автора). За время учебы Серго Берия по личному указанию Верховного Главнокомандующего и Генерального штаба командировался для работы на Тегеранской и Ялтинской конференциях глав государств антигитлеровской коалиции. В составе 4-го и 1-го Украинских фронтов участвовал в крупных войсковых операциях. За образцовое выполнение заданий командования награждён медалью «За оборону Кавказа» и орденом Красной Звезды.

Серго Лаврентьевич Берия с матерью и сестрой. Послевоенное фото
Серго Лаврентьевич Берия с матерью и сестрой. Послевоенное фото

В 1947 году Серго с отличием окончил академию. Его дипломный проект был посвящён разработке ракетной управляемой системы класса «воздух–море». Вполне допускаю, что тему диплома предложил Лаврентий Павлович, находившийся в курсе всех новаций вооруженных сил мира.

Государственная комиссия оценила диплом Серго на «отлично» и рекомендовала его «Ракетную систему» для промышленного производства. Вторая защита диплома проходила уже в кабинете Дмитрия Фёдоровича Устинова, министра вооружения СССР. Поскольку для СССР и его вооруженных сил актуальность темы имела первостепенное значение.

Для продолжения работы было создано СБ-1, которым руководил П.Н. Куксенко (Павел Николаевич Куксенко — советский военный деятель и учёный, разработчик систем ПВО и радиолокационных систем, лауреат двух Сталинских премий (1946, 1953), генерал-майор инженерно-технической службы. Член-корреспондент Академии артиллерийских наук. – Прим. автора), руководитель дипломного проекта С.Л. Берия.

Безусловно, родственные связи имели свое значение. Лаврентий Павлович Берия курировал одновременно и атомную тематику, и создание ракетного вооружения. Приоритетным в создании СБ-1 было создание системы управления самолета-снаряда. Развитие флота США, а именно авианесущей его части, ставило перед разработчиками актуальную задачу – создать средство радиолокационного обнаружения и последующего уничтожения кораблей потенциального противника. Авиабомбы уже не могли выполнить эту задачу. Признанные авиационные КБ двигались по установившимся направлениям, а развивать нужно было прежде всего радиолокационное и ракетное. И такие специалисты, как П.Н. Куксенко и его ученик С.Л. Берия были востребованы как никогда. Базой стал НИИ-17, занимавшийся вопросами радиолокации. Лаврентий Павлович обладал феноменальной интуицией и действительно неограниченными возможностями по привлечению специалистов. В своего сына он верил, и мог поставить его на приоритетное направление в отечественной оборонке. Вдобавок Серго знал всех специалистов в этой отрасли.

СБ-1 стало ведущим предприятием-разработчиком всего комплекса и бортовой аппаратуры управления. НИИ-17 поручили разработать аппаратуру системы наведения для самолета-носителя. Крылатую ракету должны были создать в ОКБ-51 В.Н. Челомея, которое осваивало немецкий самолет-снаряд V-1 под шифром 10Х, а позже усовершенствовало его под новым обозначением 14ХК-1 с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем. По сути это было развитие ФАУ-1 с автопилотом «Аскания» и радиолокационной аппаратурой. Но это решение было признано бесперспективным, и с августа 1948 года все работы были переданы в ОКБ-155 А.И. Микояна, где ими занялся М.И. Гуревич.

Эскизный проект ракеты следовало выпустить в середине года, бортовой аппаратуры для него и носителя – осенью 1948 года, а система целиком должна была быть готова до конца года.

В бюро бок о бок работали «вольные» конструкторы и инженеры разных направлений, репрессированные советские инженеры и специалисты, собранные в Германии СВАГ (Советская военная администрация в Германии. – Прим. автора). В числе трофеев были образцы аппаратуры и агрегатов: рулевые приводы, автопилоты, радиолокационная и электронная техника. В советской зоне оккупации в числе 600 авиационных предприятий оказались 15 ведущих заводов: «Siemens», «Zeiss», «AEG» и «Askania». Но работоспособной системой радиолокационного наведения немцы не располагали. Поэтому разработчики «Кометы» двигались в новом направлении, лишь опираясь на имевшийся у немцев опыт.

Бортовая аппаратура самолета-носителя создавалась на основе РЛС «Кобальт» – «бомбардировочного» радиолокатора, представлявшего собой американскую станцию AN/APQ-13, заимствованную с бомбардировщика В-29, освоенную и производившуюся Ленинградским электромеханическим заводом. Служила она для самолетовождения и бомбометания, её доводкой занялся НИИ-17 В.В. Тихомирова. С марта 1949 года и эта часть проекта была сосредоточена в центральном СБ-1.

В такой кооперации и появился самолет-снаряд «Комета» класса «воздух-море», находившийся на вооружении ракетных сил СССР до 1963 года. В 1950 году «СБ № 1» было преобразовано в «КБ-1». Серго Берия получил назначение на должность главного конструктора и работал над созданием зенитно-ракетной системы ПВО Москвы С-25 «Беркут». За успешное выполнение правительственного задания по созданию новых образцов вооружения был награждён орденом Ленина и удостоен Сталинской премии. Работая в «СБ-1» и «КБ-1», Серго Берия в 1948 году защитил кандидатскую, а в 1952 году — докторскую диссертации.

Проект был инновационным и к его разработке привлекли лучшие умы советской оборонки.

Техническое описание:

«Самолет-снаряд «КС» представлял собой цельнометаллический моноплан преимущественно клепаной конструкции. Основными материалами были дюраль Д16Т и сталь 30 ХГСД в ответственных стыковых узлах, радиопрозрачные обтекатели формовались из пенопласта. Крыло со стреловидностью 55 град имело двухлонжеронную конструкцию с обычными элеронами управления по крену. Хвостовое оперение несло рули высоты и поворота. Фюзеляж по конструктивно-силовой схеме и компоновке практически повторял самолет МиГ-15, отличаясь наличием объемистого отсека аппаратуры управления и боевой части вместо кабины летчика. Боевая часть фугасного действия массой 1015 кг несла полтонны тротила и устанавливалась на место через большой верхний люк (возможность демонтажа диктовалась предполагавшимся ядерным зарядом, съемным для проведения регламентных работ, но такая комплектация «КС» не была осуществлена)».

4 января 1951 года первый полет на изделии самолет-снаряд совершил легендарный летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. В ноябре 1952 года во время испытаний «Комета» ударила по мишени, крейсеру «Красный Кавказ». Двухтонный самолет-снаряд на околозвуковой скорости насквозь прошил борта крейсера. Взрыв боевой части, несмотря на инертное снаряжение, разломил корабль пополам. Через 12 минут судно водоизмещением более семи тысяч тонн затонуло. На вооружение комплекс «Комета» официально был принят в 1953 году. К 1960 году на всех флотах насчитывалось пять полков ракетоносцев Ту-16К вооруженных «Кометой». Позже разрабатывались различные модификации комплекса. В начале шестидесятых годов более двух десятков Ту-16КС и самолеты-снаряды «Комета» направили в Индонезию, 20 Ту-16КС экспортировали в Египет, где большинство ракетоносцев было уничтожено первыми ударами израильтян в начале «Шестидневной войны» в июне 1967 года.

Специалистами, историками ракетной отрасли признано: «Система «Комета» стала первым в истории советским комплексом управляемого ракетного оружия, поступившим на вооружение, и обеспечила зарождение и формирование морской ракетоносной авиации — одного из наиболее эффективных компонентов боевой мощи отечественного флота».

Окончание здесь Автор: Виктор КРАСУСКИЙ Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин

Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь Книга "Честь таланта" здесь