Найти тему
Анна Потокина

Почему Лука (Бывший жених Хюррем) - жертва.

Почему я считаю Луку не тупым персонажем, а жертвой обстоятельств (жертвой Хюррем)?

Среди фанатов Великолепного века существует стойкое предубеждение относительно бывшего жениха главной героини. Причём к самой Хюррем фаны относятся по-разному: кто-то максимально положительно, кто-то максимально отрицательно. Но практически все ругают Луку (или Лео в оригинальной озвучке). Пожалуй, буду одной из немногих, кто с этой руганью не согласен. И вот мои доводы.

И прежде предисловие. Что мы знаем о Луке? Это бывший жених Хюррем, который искал её по свету, но нашел только в Османской империи в статусе фаворитки султана и матери шехзаде. Сама султанша, увидев его, устанавливает с ним контакт и призывает уехать, хотя у Луки задание от самого падишаха: нарисовать его с Хюррем совместный портрет. Сразу после первого призыва уехать, Лука собирается это сделать, но в силу обстоятельств (бунт янычар) остаётся. Несет на руках сестру султана после падения ее с лестницы, и получает ранение. Восстановившись, возвращается к работе над портретом, после чего попадает в ибрагимову ловушку и умирает во время очной ставки. Его тело кидают в Босфор.

Так какой же он на самом деле?

1) Высокий уровень культуры у Луки.

Да, Лука вырос в одной деревне с Александрой, однако очень много путешествовал по миру, когда искал невесту, и, что вероятно, работал для королевских или княжеских семей. Поэтому он прекрасно осведомлён о манерах поведения в присутствии высоких лиц и его не особо нужно учить, как разговаривать с падишахом, как смотреть на него. Единственное, с чем у него возникла проблема – в некоторых традициях востока, когда принято, а когда не принято смотреть на женщин. Но с течением времени он и это усваивает.

2) Образованность.

Об этом говорит не только владение иностранным языком, но и несколько книг, лежащих на столе у художника. Как минимум, он умел читать. По меркам 16 века – это не совсем стандартно, мало кто в те времена получал такое образование.

3) Художественное мастерство по многим направлениям.

Это о том, что Лука научился не только иконописи, но и портретной живописи, несмотря на то что на Руси было развито исключительно иконописное искусство. Возможно, рисовать портреты он научился, путешествуя по странам мира, когда искал Александру, а может быть, набивал руку самостоятельно, рисуя все, что видел.

И все таки несмотря на вышеперечисленные признаки наличия высокого интеллекта, Лука остался чуть наивным, доверчивым человеком, готовым отдать свою драгоценную жизнь за возлюбленную. Но нужно ли было это?

Нет. Его возлюбленная не заслужила этого акта милосердия. Не буду упоминать то, что она натворила, пока судьба не занесла парня в Стамбул, речь о том, что она сделала с ним. А именно, она его предала. В самом начале, когда Александра попала в гарем, она ни одного раза, кроме первого сна, не вспомнила ни про свою семью, ни про Луку. То есть, вычеркнула его из жизни и даже не оплакала, как следует. Действительно, когда ей плакать по невинноубиеным, когда тут нужно успевать приударить за султаном, да так, чтобы не сбежал?

А тут внезапно появился живой и невредимый Лука. И ей стало, если не стыдно, то по крайней мере, неловко. Поэтому она и решила от него… Избавиться.

Да, избавиться, как от препятствия на её пути. Если бы она так радела именно за его жизнь, то ограничилась бы тем, что написала ему одно, но длинное письмо, разъяснив ситуацию по пунктам.

Да и чего ей бояться то? Что Лука затащит её в кусты? Если он сам боится взглянуть на свою бывшую невесту? Или того, что Сулеймана разозлит ее ПРОШЛОЕ? Ну, была у нее помолвка ранее с Лукой, и что дальше? «За твое прошлое я приговариваю тебя и твоего бывшего жениха к смертной казни!»

Вы представляете себе такой исход? Я нет.

И что делает Хюррем, чтобы Лука понял, что между ними ничего не будет? Правильно – дает ему надежду тем, что начинает с ним контактировать. То подойдет тайком к мольберту и начнёт болтовню, то приглашает его во дворец Хатидже, когда там не будет Ибрагима, то пришлет ему деньги с письмом. В гостиной самого дворца Ибрагима она спокойно болтает с ним, «поясняя, что он должен уехать!», и, слыша, что кто-то идет, на повышенных тонах начинает говорить, что она больше не Александра, и что они оба умрут, если все будет ясно.

А о том, что у дворца есть уши, Хюррем как-то не задумывается. А ведь факт остаётся фактом: их встречи случайно палят все, кому не лень. Сначала Садыка подслушивает их разговор, а потом эффектно появляется Сулейман. Совпадение? Не думаю.

Но розовые очки на глазах повелителя мешают ему понять, что между Хюррем и художником не обмен мнениями по поводу фресок. А нечто другое, ибо он явно слышал повышенный голос Александры, ее имя, и ее русскую речь.

Служанка Нигяр тоже абсолютно в курсе разговоров в саду, ибо прекрасно знает русский язык. Но Хюррем не замечает, что слуги немного напрягаются, когда она подходит к Луке.

-2

Болезненно оттолкнув Луку от себя, Хюррем снова притягивает его к себе тем, что воркует около него, когда он, раненый, лежит в подвале дворца Хатидже. Там она «докапывается» к нему: «ты должен жить, ну почему ты не уехал?» несмотря на просьбу лекаря не тревожить парнишку.

И все эти отталкивания и притягивания привели к тому, что Лука банально сломался. Его просьба к Матракчи отвести его в бордель перед отъездом об этом и говорит. Потерял надежду, решил выплеснуть эмоции в беспорядочном соитии. Но.. Ему это не удалось. В дворцовом парке, когда он ждал Александру (глуповатый шаг, тем более, что было уже понятно, что от этой женщины ничего ждать не придётся), его арестовал Ибрагим.

И Лука, окончательно доломанный после жестоких побоев, после унижений от визиря, которого он чуть ли не за небожителя считал, во всем Ибрагиму сознался. Рассказал свою печальную историю, веря, что Ибрагим поможет ему. Это как раз о его безграничной доверчивости даже после жестокого избиения.

Утром Ибрагим сводит Луку и Хюррем во дворец и что вы думаете? Лука просит у визиря отпустить Александру, а Александра ноет о том что «у меня дети, я ни в чем не виновата, я так люблю повелителя!»

То есть, не стесняется присутствия Луки, не считает, что может его ранить, хотя она уже давно его уничтожила. И происходит на мой взгляд самое неприятное. Ибрагим уходит к повелителю, оставив Хюррем и Луку перед выбором, а Хюррем начинает рыдать, взяв в руку кусочек рахат-лукума. Рыдает, льет водопады слез, но протягивает ему этот проклятый кусочек и тянет время, чтобы Лука себя выбрал. И Лука делает свой страшный выбор. Съев кусочек, он падает, хватая Александру за руку. И вот когда его трясёт в агонии, когда лицо сводит судорогой, а на губах кровавые дорожки, Александра выдёргивает свою руку из его руки и убегает. Причём, Лука ещё это видит. Возвращается Александра к нему, когда уже все, его глаза закрываются..

Почему я считаю, что Александра избавилась от него? Могла ли она найти выход? Могла. Предостаточно способов:

- Одним длинным письмом дать понять Луке, что между ними не может быть ничего, а после письма не беспокоить его и не тревожить душу.

- Рассказать Сулейману о своем прошлом и попросить у него совета и помощи, как поступила Кесем султан. (Правда, у нее умер отец, но там ее грубо обманули)

- Соврать, что Лука ее брат и дождаться, пока он дорисует портреты. Лука все равно бы уехал.

Вариантов много, Хюррем, попав в этот дворец сумела обольстить самого падишаха мира, блин. А отправить домой бывшего жениха не смогла..

Или не захотела..